45. Опираясь на Христа и Церковь
Христос не только подтверждает существование брака, установленного Творцом изначально, но объявляет его также неотъемлемой частью нового сакраментального домостроительства, нового порядка спасительных знаков, который берёт начало в таинстве Искупления, точно так же, как первоначальное домостроительство происходит из таинства творения; и в действительности Христос ограничивается одним единственным таинством, которым был брак, установленный в состоянии первоначальной невинности и праведности человека. <99,3>. Все таинства Нового Завета находят в некотором смысле свой прототип в браке как первичном таинстве. <99,2>
Традиционная и современная теологическая терминологии под термином «таинство» понимает знаки, установленные Христом и совершаемые Церковью, которые выражают божественную благодать и дают её людям, получающим это таинство. <99,7> В более широком смысле таинство означает саму тайну Бога, сокрытую от вечности, но не в вечном утаивании, а в самих её откровении и осуществлении. Мы говорили в этом смысле о таинстве творения и о таинстве Искупления. Именно на основании таинства творения надо понимать первоначальный сакраментальный характер брака. Затем, на основании таинства Искупления можно понять сакраментальную природу Церкви, или скорее сакраментальную природу союза Христа с Церковью, которую автор Послания к Ефесянам представляет в сравнении с браком. <99,8>
Церковь сама является великим таинством, новым знаком союза и благодати, который укореняется в глубинах таинства Искупления, точно так же, как из глубин таинства творения вышел брак, первичный знак союза и благодати. Автор Послания к Ефесянам провозглашает, что это первичное таинство по новому осуществляется в таинстве Христа и Церкви. Именно по этой причине апостол в Еф 5,21-33, обращается к супругам, чтобы они "повиновались друг другу в страхе Христовом" (Еф 5,21) и чтобы они моделировали их супружескую жизнь, основывая её на таинстве, в начале установленном Творцом: таинстве, которое нашло свои окончательные величие и святость в супружеском союзе благодати между Христом и Церковью. <100,2>
Христианские супруги, то есть те, кто осознает выбор, который они делают во Христе и в Церкви, призваны моделировать свою жизнь и призвание на сакраментальности брака, основанной на «великой тайне» (sacramentum magnum) брачной любви Христа и Церкви.
Задумайтесь: что значит быть христианскими супругами? Осознаем ли мы, что такое влечет за собой решение, чтобы как супруги опираться на Христа и Церковь?
Клара и Генрик познакомились в университете, где оба изучали медицину. Оба были верующими и поженились в церкви, на третьем курсе университета. Через год родилась Анелька. Уже во время беременности появились тревожные признаки, потом сомнений не осталось: девочка родилась тяжело больной. Шок оказался для Генрика невыносимым. Через полгода он ушёл. Со временем он создал новую семью. Выплачивал алименты. Клара оставила учёбу. Её поддерживали родители и христианская община, к которой она принадлежала ещё до замужества. Уход за Анелькой требовал постоянного присутствия. Девочка не научилась ходить ни говорить. В помощь вовлёкся и Юлиан — их бывший однокурсник в университете, а теперь педиатр. Тогда у Генрика было много соперников, Юлиан был одним из них – Клара была чрезвычайно красивой девушкой. Теперь же Клара ясно видела, что Юлиан по-настоящему любит её. Он наконец сам признался в этом. Она знала: он мог бы стать ей опорой, которой ей так не хватало. По настоянию Юлиана она подала в церковный суд иск о признании брака с Генриком недействительным, хотя и была уверена, что брак действителен. Процесс длился три года, суд признал брак действительным. Юлиан принял это без ропота и продолжал помогать. Клара смогла немного поработать, устроилась секретарём в приходскую канцелярию. Анелька пережила 15 лет. Умерла так же тихо, как и жила. Утром того дня произошло нечто особенное. Анелька едва заметно улыбнулась; Клара была уверена — впервые за всю её жизнь. Генрик пришёл на похороны, затем подошёл к Кларе. «Как думаешь, ты сможешь меня простить?» «Да», — ответила она, хотя и чувствовала, что говорит неправду. Как бы кто-то другой в ней сказал это «Да». Генрик едва заметно улыбнулся, совсем как Анелька тогда в день смерти. Она была очень похожа на него.
Христос не только подтверждает существование брака, установленного Творцом изначально, но объявляет его также неотъемлемой частью нового сакраментального домостроительства, нового порядка спасительных знаков, который берёт начало в таинстве Искупления, точно так же, как первоначальное домостроительство происходит из таинства творения; и в действительности Христос ограничивается одним единственным таинством, которым был брак, установленный в состоянии первоначальной невинности и праведности человека. <99,3>. Все таинства Нового Завета находят в некотором смысле свой прототип в браке как первичном таинстве. <99,2>
Традиционная и современная теологическая терминологии под термином «таинство» понимает знаки, установленные Христом и совершаемые Церковью, которые выражают божественную благодать и дают её людям, получающим это таинство. <99,7> В более широком смысле таинство означает саму тайну Бога, сокрытую от вечности, но не в вечном утаивании, а в самих её откровении и осуществлении. Мы говорили в этом смысле о таинстве творения и о таинстве Искупления. Именно на основании таинства творения надо понимать первоначальный сакраментальный характер брака. Затем, на основании таинства Искупления можно понять сакраментальную природу Церкви, или скорее сакраментальную природу союза Христа с Церковью, которую автор Послания к Ефесянам представляет в сравнении с браком. <99,8>
Церковь сама является великим таинством, новым знаком союза и благодати, который укореняется в глубинах таинства Искупления, точно так же, как из глубин таинства творения вышел брак, первичный знак союза и благодати. Автор Послания к Ефесянам провозглашает, что это первичное таинство по новому осуществляется в таинстве Христа и Церкви. Именно по этой причине апостол в Еф 5,21-33, обращается к супругам, чтобы они "повиновались друг другу в страхе Христовом" (Еф 5,21) и чтобы они моделировали их супружескую жизнь, основывая её на таинстве, в начале установленном Творцом: таинстве, которое нашло свои окончательные величие и святость в супружеском союзе благодати между Христом и Церковью. <100,2>
Христианские супруги, то есть те, кто осознает выбор, который они делают во Христе и в Церкви, призваны моделировать свою жизнь и призвание на сакраментальности брака, основанной на «великой тайне» (sacramentum magnum) брачной любви Христа и Церкви.
Задумайтесь: что значит быть христианскими супругами? Осознаем ли мы, что такое влечет за собой решение, чтобы как супруги опираться на Христа и Церковь?
Клара и Генрик познакомились в университете, где оба изучали медицину. Оба были верующими и поженились в церкви, на третьем курсе университета. Через год родилась Анелька. Уже во время беременности появились тревожные признаки, потом сомнений не осталось: девочка родилась тяжело больной. Шок оказался для Генрика невыносимым. Через полгода он ушёл. Со временем он создал новую семью. Выплачивал алименты. Клара оставила учёбу. Её поддерживали родители и христианская община, к которой она принадлежала ещё до замужества. Уход за Анелькой требовал постоянного присутствия. Девочка не научилась ходить ни говорить. В помощь вовлёкся и Юлиан — их бывший однокурсник в университете, а теперь педиатр. Тогда у Генрика было много соперников, Юлиан был одним из них – Клара была чрезвычайно красивой девушкой. Теперь же Клара ясно видела, что Юлиан по-настоящему любит её. Он наконец сам признался в этом. Она знала: он мог бы стать ей опорой, которой ей так не хватало. По настоянию Юлиана она подала в церковный суд иск о признании брака с Генриком недействительным, хотя и была уверена, что брак действителен. Процесс длился три года, суд признал брак действительным. Юлиан принял это без ропота и продолжал помогать. Клара смогла немного поработать, устроилась секретарём в приходскую канцелярию. Анелька пережила 15 лет. Умерла так же тихо, как и жила. Утром того дня произошло нечто особенное. Анелька едва заметно улыбнулась; Клара была уверена — впервые за всю её жизнь. Генрик пришёл на похороны, затем подошёл к Кларе. «Как думаешь, ты сможешь меня простить?» «Да», — ответила она, хотя и чувствовала, что говорит неправду. Как бы кто-то другой в ней сказал это «Да». Генрик едва заметно улыбнулся, совсем как Анелька тогда в день смерти. Она была очень похожа на него.