Новости

Катехезы. 45. Опираясь на Христа и Церковь

45. Опираясь на Христа и Церковь

Христос не только подтверждает существование брака, установленного Творцом изначально, но объявляет его также неотъемлемой частью нового сакраментального домостроительства, нового порядка спасительных знаков, который берёт начало в таинстве Искупления, точно так же, как первоначальное домостроительство происходит из таинства творения; и в действительности Христос ограничивается одним единственным таинством, которым был брак, установленный в состоянии первоначальной невинности и праведности человека. <99,3>. Все таинства Нового Завета находят в некотором смысле свой прототип в браке как первичном таинстве. <99,2>

Традиционная и современная теологическая терминологии под термином «таинство» понимает знаки, установленные Христом и совершаемые Церковью, которые выражают божественную благодать и дают её людям, получающим это таинство. <99,7> В более широком смысле таинство означает саму тайну Бога, сокрытую от вечности, но не в вечном утаивании, а в самих её откровении и осуществлении. Мы говорили в этом смысле о таинстве творения и о таинстве Искупления. Именно на основании таинства творения надо понимать первоначальный сакраментальный характер брака. Затем, на основании таинства Искупления можно понять сакраментальную природу Церкви, или скорее сакраментальную природу союза Христа с Церковью, которую автор Послания к Ефесянам представляет в сравнении с браком. <99,8>

Церковь сама является великим таинством, новым знаком союза и благодати, который укореняется в глубинах таинства Искупления, точно так же, как из глубин таинства творения вышел брак, первичный знак союза и благодати. Автор Послания к Ефесянам провозглашает, что это первичное таинство по новому осуществляется в таинстве Христа и Церкви. Именно по этой причине апостол в Еф 5,21-33, обращается к супругам, чтобы они "повиновались друг другу в страхе Христовом" (Еф 5,21) и чтобы они моделировали их супружескую жизнь, основывая её на таинстве, в начале установленном Творцом: таинстве, которое нашло свои окончательные величие и святость в супружеском союзе благодати между Христом и Церковью. <100,2>

Христианские супруги, то есть те, кто осознает выбор, который они делают во Христе и в Церкви, призваны моделировать свою жизнь и призвание на сакраментальности брака, основанной на «великой тайне» (sacramentum magnum) брачной любви Христа и Церкви.

Задумайтесь: что значит быть христианскими супругами? Осознаем ли мы, что такое влечет за собой решение, чтобы как супруги опираться на Христа и Церковь?

Клара и Генрик познакомились в университете, где оба изучали медицину. Оба были верующими и поженились в церкви, на третьем курсе университета. Через год родилась Анелька. Уже во время беременности появились тревожные признаки, потом сомнений не осталось: девочка родилась тяжело больной. Шок оказался для Генрика невыносимым. Через полгода он ушёл. Со временем он создал новую семью. Выплачивал алименты. Клара оставила учёбу. Её поддерживали родители и христианская община, к которой она принадлежала ещё до замужества. Уход за Анелькой требовал постоянного присутствия. Девочка не научилась ходить ни говорить. В помощь вовлёкся и Юлиан — их бывший однокурсник в университете, а теперь педиатр. Тогда у Генрика было много соперников, Юлиан был одним из них – Клара была чрезвычайно красивой девушкой. Теперь же Клара ясно видела, что Юлиан по-настоящему любит её. Он наконец сам признался в этом. Она знала: он мог бы стать ей опорой, которой ей так не хватало. По настоянию Юлиана она подала в церковный суд иск о признании брака с Генриком недействительным, хотя и была уверена, что брак действителен. Процесс длился три года, суд признал брак действительным. Юлиан принял это без ропота и продолжал помогать. Клара смогла немного поработать, устроилась секретарём в приходскую канцелярию. Анелька пережила 15 лет. Умерла так же тихо, как и жила. Утром того дня произошло нечто особенное. Анелька едва заметно улыбнулась; Клара была уверена — впервые за всю её жизнь. Генрик пришёл на похороны, затем подошёл к Кларе. «Как думаешь, ты сможешь меня простить?» «Да», — ответила она, хотя и чувствовала, что говорит неправду. Как бы кто-то другой в ней сказал это «Да». Генрик едва заметно улыбнулся, совсем как Анелька тогда в день смерти. Она была очень похожа на него.