31. Первый и последний Адам
Между ответом, данным саддукеям, переданным синоптическими Евангелиями (Мф 22,30;Мк 12,25; Лк 20,35-36) и апостольством Павла во-первых оказывается сам факт воскресения Христа и целая серия встреч с Воскресшим, к которым надо присоединить, как последнее звено цепи, событие, которое имело место на пути в Дамаск.<70,1> Его вера в воскресение, которую он выражает главным образом в 1 Кор 15, несомненно основана на этой встрече, которую он имел с воскресшим Христом, встрече, которая стала началом и основанием его апостольства.<70,1>
В Своём ответе (пред-пасхальном) Христос не ссылался на свое собственное воскресение, но скорее на фундаментальную реальность ветхо-заветного Союза, на реальность живого Бога. В его пост-пасхальной аргументации о будущем воскресении, святой Павел ссылается главным образом на реальность и на истину воскресения Христа. Более того, он защищает эту истину как основание веры во всей её целостности: "если Христос не воскрес, тщетна и вера наша... Но нет! Христос воскрес из мертвых" (1 Кор 15, 14, 20)» <70,2>
В 1 Кор 15,42-46, мы читаем по поводу воскресения мертвых: «Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное». <70,4>
В тексте Павла показательно, что эсхатологическая перспектива человека, основанная на вере в воскресение мертвых, соединена со ссылкой на "начало", а также с глубоким сознанием "исторического" положения человека.<70,5>Этот человек, получатель его послания - будь то человек из общины в Коринфе или, сказал бы я, человек всех времён - Павел сопоставляет его с воскресшим Христом, "последним Адамом". Делая это, он приглашает его, в некотором смысле, пойти по стопам своего собственного пост-пасхального опыта.<70,6>
Противопоставляя Адама и Христа (воскресшего) - то есть первого Адама и последнего Адама - Апостол указывает, как между этими двумя полюсами проходит процесс, который он выражает такими словами: "И как мы носили образ земного (перстного) человека, также мы будем облечены образом небесного" (1 Кор 15, 49).<71,2> Этот небесный человек не столько отрицание человека из земли, сколько - и главным образом - его исполнение и его подтверждение в области замыслов того, кто с самого начала создал человека по своему образу и подобию. Человечество первого Адама, человека из земли, несёт в себе особенную возможность (которая является способностью и склонностью) принять всё то, чем становится "второй Адам", то есть Христос.<71,3> Образ Воскресшего Христа, который мы призваны нести, является эсхатологической реальностью, но тем не менееон уже в некотором смысле есть реальность этого мира, принимая во внимание, что он был открыт в нём благодаря воскресению Христа.<71,4>
Таким образом Павел воспроизводит в своем синтезе всё то, о чём Христос возвестил, когда обращался, в три различные момента, к "началу", в Его беседе с фарисеями (Мф 19,3-8;Mк 10,2-9); к человеческому "сердцу" как центру внутри человека борьбы против греха, в Нагорной проповеди (Мф 5,27); и к воскресению как реальности "другого мира", в Его беседе с саддукеями (Мф 22,30; Mк 12,25; Лк 20,35-36)<70,6>.
В письме к Римлянам, говоря "... мы сами, имея начаток Духа, мы также стонем сами в себе в ожидании Искупления нашего тела" (Рим 8,23)<70,8>, Апостол возвещает об искуплении тела, которое действует на душу человека с помощью даров Духа, и, в 1 Кор 15,42-49, об исполнении этого Искупления в будущем воскресении.<71,1> Таким образом искупление есть путь воскресения, а воскресение создает исполнение искупления тела. <70,8>Следовательно, «духовное тело» должно было бы означать именно совершенную чуткость чувств, их совершенную гармонизацию с деятельностью человеческого духа в истине и в свободе.<72,4>
Слова Христа, переданные Синоптиками, открывают нам перспективу видения Бога лицом к лицу, где найдут их неисчерпаемый источник как постоянная «девственность», так и постоянная «межсубъективность» всех человеческих существ, которые примут участие в воскресении.<71,5> Точно так же вся антропология и этика святого Павла пропитаны тайной воскресения, которой мы окончательно получили Духа Святого. Глава 15 Первого Послания к Коринфианам представляет собой интерпретацию апостолом Павлом другого мира, где каждый, одновременно с воскресением тела полностью примет участие в даре животворящего Духа, то есть в плоде воскресенияХриста.<72,6>Эти размышления имеют фундаментальное значения для всей теологии тела: чтобы понять как брак, так и безбрачие "для Небесного царства".<72,7>
Задумайтесь: «Как мы носили образ перстного [человека], будем носить и образ небесного» (1 Кор 15, 49). Осознаем ли мы эту реальность? Носим ли мы в нашей повседневной жизни образ небесного человека?
По образованию Давид - историк искусства. Когда он был студентом, у него не было средств на путешествия. Потом он не мог найти работу по своей специальности. В конце концов его приняли в агентство, занимающееся организацией модных показов. Поскольку у него было художественное чутьё и вкус, начальство агентства увидело в нем ценного сотрудника, его повысили в должности и он стал хорошо зарабатывать. Так он смог позволить себе первое настоящее путешествие по Европе, разумеется, по музеям и картинным галереям. Не было вопроса, куда он отправится в начале — Флоренция! Мать ещё при жизни сказала ему, что его назвали Давидом в честь четырёхметровой скульптуры Микеланджело во Флоренции. Поэтому он и выбрал Микеланджело темой своей диссертации. Теперь он провёл у этой скульптуры два часа. Потом были другие итальянские города, множество обнажённых человеческих тел, изваянных или нарисованных гениальным художником. И наконец Рим и Ватикан, Пьета, Христос снятый с креста, Христос-Искупитель, Христос-Судья. В его отеле в Риме в ванной комнате было зеркало во всю стену. Вечером, открыв воду в душевой кабине, прежде чем войти в неё, встал перед зеркалом и попытался воссоздать позы обнажённых фигур Микеланджело. Он заметил, что ему приходится преодолевать рефлекс, чтобы принимать совершенно другие позы – позы мужчин-моделей на показах мод. Почувствовал отвращение: к этим мужчинам, к скульптурам, к самому себе. Ему расхотелось продолжать путешествие. На следующий день он улетел к себе домой. На следующий день он уволился с работы. На следующий день он встретил Яну. Сегодня они женаты, у них двое очаровательных детей. Живут они скромно. Яна — слепа с рождения.
Между ответом, данным саддукеям, переданным синоптическими Евангелиями (Мф 22,30;Мк 12,25; Лк 20,35-36) и апостольством Павла во-первых оказывается сам факт воскресения Христа и целая серия встреч с Воскресшим, к которым надо присоединить, как последнее звено цепи, событие, которое имело место на пути в Дамаск.<70,1> Его вера в воскресение, которую он выражает главным образом в 1 Кор 15, несомненно основана на этой встрече, которую он имел с воскресшим Христом, встрече, которая стала началом и основанием его апостольства.<70,1>
В Своём ответе (пред-пасхальном) Христос не ссылался на свое собственное воскресение, но скорее на фундаментальную реальность ветхо-заветного Союза, на реальность живого Бога. В его пост-пасхальной аргументации о будущем воскресении, святой Павел ссылается главным образом на реальность и на истину воскресения Христа. Более того, он защищает эту истину как основание веры во всей её целостности: "если Христос не воскрес, тщетна и вера наша... Но нет! Христос воскрес из мертвых" (1 Кор 15, 14, 20)» <70,2>
В 1 Кор 15,42-46, мы читаем по поводу воскресения мертвых: «Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное». <70,4>
В тексте Павла показательно, что эсхатологическая перспектива человека, основанная на вере в воскресение мертвых, соединена со ссылкой на "начало", а также с глубоким сознанием "исторического" положения человека.<70,5>Этот человек, получатель его послания - будь то человек из общины в Коринфе или, сказал бы я, человек всех времён - Павел сопоставляет его с воскресшим Христом, "последним Адамом". Делая это, он приглашает его, в некотором смысле, пойти по стопам своего собственного пост-пасхального опыта.<70,6>
Противопоставляя Адама и Христа (воскресшего) - то есть первого Адама и последнего Адама - Апостол указывает, как между этими двумя полюсами проходит процесс, который он выражает такими словами: "И как мы носили образ земного (перстного) человека, также мы будем облечены образом небесного" (1 Кор 15, 49).<71,2> Этот небесный человек не столько отрицание человека из земли, сколько - и главным образом - его исполнение и его подтверждение в области замыслов того, кто с самого начала создал человека по своему образу и подобию. Человечество первого Адама, человека из земли, несёт в себе особенную возможность (которая является способностью и склонностью) принять всё то, чем становится "второй Адам", то есть Христос.<71,3> Образ Воскресшего Христа, который мы призваны нести, является эсхатологической реальностью, но тем не менееон уже в некотором смысле есть реальность этого мира, принимая во внимание, что он был открыт в нём благодаря воскресению Христа.<71,4>
Таким образом Павел воспроизводит в своем синтезе всё то, о чём Христос возвестил, когда обращался, в три различные момента, к "началу", в Его беседе с фарисеями (Мф 19,3-8;Mк 10,2-9); к человеческому "сердцу" как центру внутри человека борьбы против греха, в Нагорной проповеди (Мф 5,27); и к воскресению как реальности "другого мира", в Его беседе с саддукеями (Мф 22,30; Mк 12,25; Лк 20,35-36)<70,6>.
В письме к Римлянам, говоря "... мы сами, имея начаток Духа, мы также стонем сами в себе в ожидании Искупления нашего тела" (Рим 8,23)<70,8>, Апостол возвещает об искуплении тела, которое действует на душу человека с помощью даров Духа, и, в 1 Кор 15,42-49, об исполнении этого Искупления в будущем воскресении.<71,1> Таким образом искупление есть путь воскресения, а воскресение создает исполнение искупления тела. <70,8>Следовательно, «духовное тело» должно было бы означать именно совершенную чуткость чувств, их совершенную гармонизацию с деятельностью человеческого духа в истине и в свободе.<72,4>
Слова Христа, переданные Синоптиками, открывают нам перспективу видения Бога лицом к лицу, где найдут их неисчерпаемый источник как постоянная «девственность», так и постоянная «межсубъективность» всех человеческих существ, которые примут участие в воскресении.<71,5> Точно так же вся антропология и этика святого Павла пропитаны тайной воскресения, которой мы окончательно получили Духа Святого. Глава 15 Первого Послания к Коринфианам представляет собой интерпретацию апостолом Павлом другого мира, где каждый, одновременно с воскресением тела полностью примет участие в даре животворящего Духа, то есть в плоде воскресенияХриста.<72,6>Эти размышления имеют фундаментальное значения для всей теологии тела: чтобы понять как брак, так и безбрачие "для Небесного царства".<72,7>
Задумайтесь: «Как мы носили образ перстного [человека], будем носить и образ небесного» (1 Кор 15, 49). Осознаем ли мы эту реальность? Носим ли мы в нашей повседневной жизни образ небесного человека?
По образованию Давид - историк искусства. Когда он был студентом, у него не было средств на путешествия. Потом он не мог найти работу по своей специальности. В конце концов его приняли в агентство, занимающееся организацией модных показов. Поскольку у него было художественное чутьё и вкус, начальство агентства увидело в нем ценного сотрудника, его повысили в должности и он стал хорошо зарабатывать. Так он смог позволить себе первое настоящее путешествие по Европе, разумеется, по музеям и картинным галереям. Не было вопроса, куда он отправится в начале — Флоренция! Мать ещё при жизни сказала ему, что его назвали Давидом в честь четырёхметровой скульптуры Микеланджело во Флоренции. Поэтому он и выбрал Микеланджело темой своей диссертации. Теперь он провёл у этой скульптуры два часа. Потом были другие итальянские города, множество обнажённых человеческих тел, изваянных или нарисованных гениальным художником. И наконец Рим и Ватикан, Пьета, Христос снятый с креста, Христос-Искупитель, Христос-Судья. В его отеле в Риме в ванной комнате было зеркало во всю стену. Вечером, открыв воду в душевой кабине, прежде чем войти в неё, встал перед зеркалом и попытался воссоздать позы обнажённых фигур Микеланджело. Он заметил, что ему приходится преодолевать рефлекс, чтобы принимать совершенно другие позы – позы мужчин-моделей на показах мод. Почувствовал отвращение: к этим мужчинам, к скульптурам, к самому себе. Ему расхотелось продолжать путешествие. На следующий день он улетел к себе домой. На следующий день он уволился с работы. На следующий день он встретил Яну. Сегодня они женаты, у них двое очаровательных детей. Живут они скромно. Яна — слепа с рождения.