Новости

Катехезы. Часть 34. Призыв к установлению Царства Божьего на земле

34. Призыв к установлению Царства Божьего на земле

Христос проповедовал «Царство Божье» в его временном осуществлении или установлении и, в то же самое время, Он его проповедовал в его эсхатологическом исполнении. Временное установление Небесного царства есть в то же самое время его инаугурация и его подготовка к окончательному исполнению. Если Он призывает некоторых к воздержанию для Небесного царства, то из содержания этого выражения следует, что Он их призывает туда, чтобы принимать участие совершенно специальным образом в установлении Царства Божия на земле.<79,2> Отказ от брака и собственной семьи вытекает из убеждения, что возможно таким образом лучше способствовать осуществлению Небесного Царства в его земном измерении, с перспективой его эсхатологического исполнения.<79.3>

Говоря о тех, кто сознательно выбрал безбрачие или девственность для Небесного Царства (то есть, кто сделал себя скопцами), Христос открывает - по крайней мере косвенным образом - что, в земной жизни, этот выбор соединен с отказом, а также с определенным духовным усилием. <74,5>Но это свойственно человеческому сердцу принимать даже трудные требования во имя любви к идеалу и особенно во имя любви к личности. <79,9> Воздержание для Небесного царства, выбор девственности или безбрачия на всю жизнь стали, на опыте учеников и тех, кто следуют за Христом, особенным ответом на любовь божественного Супруга; они следовательно усвоили значение акта брачной любви, то есть личной самоотдачи, с тем, чтобы прожить особенным образом брачную любовь Искупителя; это - самоотдача, понятая как отречение, но осуществлённая главным образом любовью. <80,1>Воздержание для Небесного Царства несёт особенным образом печать подобия со Христом, Который, в деле Искупления, Сам сделал этот выбор для Небесного Царства.<75,1>

В соответствии с современным образом мыслей и менталитетом, стало привычным говорить главным образом о сексуальном инстинкте, перенося на почву человеческой реальности то, что свойственно миру животных. <80,3> Однако приложение понятия сексуального инстинкта к человеку - рассматривая дуализм, в котором существует он как мужчина и как женщина - сильно ограничивает и в некоторых смыслах редуцирует то, чем является сама мужественность-женственность человека и то, почему тот и другая, мужчина и женщина, соединятся так близко, что они делаются "одной плотью" (Gen 2, 24). <80,4>В основании приглашения Христа к воздержанию, имеется не только сексуальный инстинкт, как категория необходимости, сказал бы я, натуралистической, но также сознание свободы дара, которая органично связана в глубоким и зрелым сознанием брачного значения тела.<80,5>

Человек полностью обретает себя через искреннюю самоотдачу (Gaudiumetspes, 24), и поэтому способен выбрать личностную самоотдачу, сделанную другому в брачном договоре, где оба становятся одной плотью, и он также способен свободно отказываться от этой самоотдачи другому человеку, с тем, чтобы выбирая воздержание для Небесного Царства, он смог целиком отдаться Христу.<80,6> Тот, кто, в соответствии со словами Христа, вмещает соответствующим образом призыв к воздержанию для Небесного Царства, <77,1>способен открыть новую и даже более полную форму общения с другими, став «искренним даром для других"» (Gaudiumetspes, 24). <77,2>

На базе брачного значения тела может образоваться, в измерении жизни в целом, любовь, которая вовлекает человека к браку (Мф 19,3-10), но может также образоваться любовь, которая вовлекает человека на всю жизнь к воздержанию для Небесного Царства. (Мф 19, 11-12). <80,6> Эти два измерения человеческого предназначения не противостоят друг другу, они друг друга дополняют. Они оба дают полный ответ на один из фундаментальных вопросов по поводу человека, на вопрос, который касается значения быть телом, вопрос о значении мужественности и женственности: на то, что означает таким образом быть в теле мужчиной или женщиной. <85,9>Призыв Христа к воздержанию для Небесного Царства, не без основания соединённый с напоминанием о будущем воскресении (Мф 21,24-30; Mк 12,18-27; Лк 20,27-40), имеет фундаментальное значение не только для этоса и христианской духовности, но также для антропологии и всей теологии тела, которую мы обнаруживаем в её основаниях.<81,7>

Задумайтесь: воспринимаем ли мы сексуальность как нечто, выходящее далеко за рамки инстинктивного, то есть рассматриваем ли мы отречение и свободу дара как нечто действительно возможное?

Витольд и Стефан - братья, старший Витольд - священник, а у Cтефана, который на восемь лет младше, есть жена и четверо детей. Их родители ушли из жизни рано, и в детстве Витольд заменил Стефану отца. Сейчас они видятся редко, так как Cтефан с семьёй живут далеко. Неожиданно Витольд решил навестить брата и попросил о разговоре. «Я хочу рассказать тебе то, что никому не рассказывал. С тех пор как у тебя появилась Эля и твои замечательные дети, меня не покидает мысль, что я сделал неправильный выбор. Что тут говорить, я завидую вам. Иногда настолько сильно, что я хочу бросить священство». Стефан помолчал, наконец спросил: «А есть кто-нибудь?». «Нет, хотя дважды мне казалось, что я влюблен. Это была просто похоть. Но это тоже сложно, мне так не хватает физического тепла. Иногда я схожу с ума от этого». Стефан снова надолго замолчал. «Два года назад у нас с Элей был кризис, мы хотели развестись. Да, была… другая. Её больше нет. В то время я думал о тебе. О твоем выборе, о твоей верности. О том, как мама благословила тебя перед смертью, словно знала, кем ты станешь. Если бы не это, не знаю, чем бы всё кончилось. Витек, либо есть Бог, либо его нет. Ты выбрал, что Он есть. Он не играет с тобой. Так же как ты помог мне, я уверен, что ты помогаешь и будешь помогать другим парам. Ты не представляешь, как Эля уважает тебя, какой ты подарок для нас. Это не от тебя. Я тоже убедился, что есть Бог. Мы молимся за тебя каждый день. Держись, брат. Если что-то, звони, я приеду». На обратном пути Витольд попал в аварию. Сам он не пострадал, но машина была полностью разбита. Он подумал, как хорошо, что он был в машине один.