Новости

Катехезы. Часть 18. Недооцененная ценность

2024-12-01 09:54
18. Недооцененная ценность

Заповедь "Не прелюбодействуй" сформулирована как запрет, который категорически исключает определенное моральное зло и находит свою справедливую мотивацию в нерасторжимости брака. Известно, что Декалог, помимо запрета «Не прелюбодействуй», содержит также «не желай жены ближнего твоего» (Ис 20,14. 17; Втор 5,18. 21). Обе заповеди исполняются именно "чистотой сердца". Слова из текста Нагорной Проповеди, в которых Христос образно говорит, чтобы себе «вырвать глаз» и «отсечь руку», когда эти члены являются причиной греха (Мф 5, 29-30), косвенно свидетельствуют о суровости и силе содержащегося в них запрета. Требование, которое предлагает Христос в Нагорной Проповеди, подразумевает, что человек должен снова увидеть утерянную полноту своего человечества и захотеть приобрести её вновь. Господь требует в Мф 5,27-28 этой полноты во взаимоотношениях личностей, мужчины и женщины, имея главным образом в виду нерасторжимость брака, но также и любую другую форму сожительства мужчин и женщин, того сожительства, которое создаёт чистую и простую ткань существования.<43,7>

Призыв к сердцу, присутствующий в словах «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». (Мф 5, 27-28), ясно показывает измерение человеческого внутреннего мира, свойственное этике, а тем более теологии тела. От каждого из людей, как автора и прямыого субъекта реальной морали, как соавтора её истории, также зависит уровень самой морали, её достижения или её упадок. <44,3>Как "может и "должен" действовать человек, который принимает слова Христа в Нагорной Проповеди, человек, который принимает этос Евангелия и, в особенности, который принимает его в этой области? <44,1>Каким образом ценности, известные согласно "масштабу", открытому в Нагорной Проповеди, могут стать обязанностью для его воли и для его "сердце", для его желаний и для его выбора? Каким образом "они обязывают" в действии, в поведении, если, будучи принятыми через познание, они уже обуславливают его способ "думать" и, в некотором смысле, его способ "чувствовать"? <44,2>

Невозможно найти во фразе Нагорной Проповеди, которую мы проанализировали, «осуждение» или обвинение против тела. В таком случае, там можно было бы увидеть осуждение человеческого сердца. Однако на самом деле его не обвиняют в сердце, а призывают к критическому, тем более самокритичному осмотру. Суждение о «желании» как акте похоти плоти само по себе содержит не отрицание, а утверждение тела как элемента, который вместе с духом определяет человека и участвует в его достоинстве личности. Тело в своей мужественности и женственности призвано «с самого начала " стать проявлением духа. Оно также становится этим проявлением через супружеский союз. В Мф 19, 5-6 («посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть . Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает".) Христос защищает неприкосновенные права этого единства, которым тело, в своей мужественности и в своей женственности, приобретает значение (ценность) сакраментального знака.<45,2>

Опираясь на слова Христа в Нагорной Проповеди, христианская этика характеризуется трансформацией сознания и отношений человека, способного проявлять и понимать ценность тела и секса, по изначальному замыслу Творца, который их поставил на службу «общения личностей». Тело и сексуальность всегда являются для христианства «недостаточно оцененной ценностью"» Слова Христа в Нагорной Проповеди (Мф 5, 27-28) - это призыв победить моральное зло, присутствующее в неупорядоченном «желании». И если победа над злом должна состоять в том, чтобы отделиться от него (откуда строгие слова в контексте Мф 5,27-28), то речь идёт однако только о том, чтобы отделиться от зла акта (в данном случае, от внутреннего акта "вожделения"), а не переносить отрицательность этого акта на его объект, <45,4>то есть женщину, на которую «смотрят с вожделением».

Зло "вожделения", то есть акта, о котором говорит Христос в Мф 5,27-28, делает то, что объект, к которому он обращается, создает для человеческого субъекта "недостаточно оцененную ценность". Если в проанализированных словах Нагорной Проповеди (Мф 5,27-28) человеческое сердце предостерегается от этого вожделения, в то же самое время, теми же словами, оно призвано к тому, чтобы открыть полный смысл того, что, в акте вожделения, представляет для него "недостаточно оцененную ценность"."Прелюбодеяние в сердце" может и должно быть понято как "обесценивание" или как обеднение подлинной ценности, как намеренное лишение того достоинства, которому, в той личности, о которой мы говорим, соответствует интегральная ценность её женственности.<45,5>

Призыв к овладению похотью плоти проистекает именно из утверждения личного достоинства тела и пола и служит только этому достоинству. Освобождённый от принуждения и от умаления духа, которое несёт в себе похоть плоти, человек, мужчина и женщина, обретается взаимно в свободе дара, которая является условием любого сожительства в истине.<43,6>

Задумайтесь: как я должен действовать, если я принимаю слова Христа в Нагорной Проповеди, особенно в том, что касается чистоты сердца? Что значит, что «прелюбодеяние, совершенное в сердце» следует понимать как «обесценивание» человека?

Софье было 25 лет, когда она вышла замуж за Андрея. Он был намного старше ее. Она нашла в нем, может быть, немного и отца. Своего у нее практически не было, потому что он оставил семью, когда она была маленькой девочкой. Софья работала в крупной компании. Она чувствовала себя недооцененной, а очень старалась работать хорошо. Ситуация изменилась, когда пришел новый директор, Игорь. Он сразу произвел впечатление, прежде всего, на женщин, потому что был чрезвычайно красивым мужчиной. Он также стал явно благоволить Софье. Через некоторое время ее повысили, ее заработок вырос. Софья была благодарна Игорю. Она заметила, что не равнодушна ему. Она также обнаружила в себе интерес к нему как к мужчине. Это было совершенно новое чувство, ранее неизвестное и захватывающее. Она стала ждать, когда он сделает какой-нибудь шаг, что-нибудь скажет, назначит встречу. Как будто она забыла, что у нее есть муж. Отрезвление пришло внезапно, когда она непреднамеренно перевернула свадебную фотографию ее и Андрея. Затем она несколько минут смотрела на нее, в глубине души прямо плача от стыда и взывая к Богу простить ее. На следующий день она уволилась с работы. Андрей удивился, даже забеспокоился, что она делает что-то неразумное. Она решила, что ему все объяснит, не сейчас, а когда-нибудь точно. Пока она только сказала, что любит его. Он тоже удивился, потому что она давно так не говорила.