Современные мыслители (например, SCHELER) видят в Нагорной проповеди великий переломный момент именно в области этоса. Живая мораль, в экзистенциальном смысле, не только образована нормами, которые принимают форму в заповедях, в предписаниях и в запретах, как в случае "не прелюбодействуй". Мораль, в которой осуществляется сам смысл человека - которая является в то же самое время выполнением закона при помощи "избытка" праведности через субъективную жизненность, - образуется во внутреннем восприятии ценностей, откуда рождается долг как выражение сознания, как ответ личностного "я". Этос даёт нам войти в то же самое время в глубину самой нормы и спуститься внутрь человека - субъекта морали. Нравственная ценность связана с динамичным процессом интимности человека. Чтобы достигнуть её, не достаточно остановиться "на внешности" человеческого действия, но надо еще проникнуть внутрь этих действий.<24,3>
Нагорная проповедь и особенно тот отрывок, который мы выбрали в качестве основного в нашем анализе, входит в состав провозглашения нового этоса: этоса Евангелия. В учении Христа он глубоко связан с осознанием «начала», следовательно, с таинством сотворения в его изначальной простоте и богатстве; и, в то же время, этос, о котором заявляет Христос в Нагорной Проповеди, обращен к «историческому человеку», ставшему человеком похоти. Христос, который «Сам знал, что в человеке» (Ин 2:25; см. Откр 2:23; Деян 1:24), не может говорить иначе, чем с подобным знанием. С этой точки зрения в словах стихов 5:27-28 от Матфея преобладает не обвинение, а настоящее суждение о человеческом сердце, которое, с одной стороны, имеет антропологическое основание, а с другой стороны этический характер.<34,2>
Слова Христа подтверждают заповеди Декалога (не только шестую, но также и девятую), то они выражают в то же самое время эту науку о человеке, которая позволяет нам соединить сознание грешной природы человека с перспективой "Искупления тела" (Рим 8,23). Именно это "знание, которое лежит в основании нового этоса", возникает из слов Нагорной проповеди.<42,7>
Между тем, искупление тела не показывает онтологического зла как конститутивного атрибута человеческого тела. Оно показывает только грех человека, которым человек утратил, между прочим, смысл брачного значения тела, где выражается внутреннее господство и свобода духа. Как мы уже раньше это отметили, здесь речь идёт о "частичной", потенциальной потере, где смысл брачного значения тела смешивается, некоторым образом, с похотью и позволяет быть уподобленным ей.<45,2>
Слова Христа в Мф 5,27-28 не позволяют нам остановиться на обвинении человеческого сердца и поставить его в состояние постоянного подозрения, но что они должны быть поняты и интерпретированы главным образом как призыв,<46,4> который не может быть актом отделенным от контекста конкретного существования. Это будет всегда - и, хотя только в измерении акта, к которому он относится - открытие смысла всего существования, смысла жизни, в котором также понимается тот смысл тела, который мы здесь называем «брачным». Эти слова раскрывают не только другой этос, но также и другое видение возможностей человека. Важно, чтобы он, именно в своём "сердце", чувствовал себя не только бесповоротно обвиненным и преданным похоти плоти, но чтобы, в том же сердце, он чувствовал себя, благодаря искуплению, призванным с энергией. Чтобы он чувствовал себя призванным именно к этой высшей ценности, которой является любовь. Призванным как личность в истине его человечества, в истине его тела. Призванным в этой правде, которая является достоянием от «начала», достоянием его сердца, более глубоким, чем наследственный грех, более глубоким, чем тройное вожделение. <46,6>Искупление - это истина, реальность, во имя которой человек должен чувствовать себя призванным, и «эффективно призванным».
Человек должен чувствовать себя призванным открыть и реализовать брачный смысл тела и тем самым выразить внутреннюю свободу дара. Он призван к этому, извне, словами Евангелия, а изнутри - его сердцем. Если слушатель соглашается, чтобы они действовали в нём, он может услышать в то же самое время внутри самого себя как бы эхо этого «начала», на которое Христос ссылается в другой раз, чтобы напомнить своим слушателям, кто есть мужчина, кто есть женщина и кем они являются взаимно один для другого в деле творения.<46,5> Слова Христа свидетельствуют, что первоначальная сила (стало быть, также благодать) тайны творения становится для каждого из них силой (то есть благодатью) тайны Искупления. Разве человеческое существо не испытывает одновременно с вожделением глубокую потребность сохранять достоинство взаимных отношений, которые находят их выражение в теле благодаря его мужественности и его женственности? Не испытывает ли оно потребность сообщить им высшую ценность, которой является любовь?
Задумайтесь: чувствую ли я себя призванным и искупленным Христом? Верю ли я в эффективность этого искупления в моей жизни?
Марию воспитывала бабушка. Родителей она не знала, бабушка о них никогда не говорила. Когда Марии было 13 лет, бабушка умерла. Мария попала к каким-то другим родственникам, но там никто не заботиться о ней. Когда ей исполнилось 18 лет, решила жить самостоятельно. Ей было чем зарабатывать - была необыкновенно красивой девушкой. Она стала моделью. Вместе со всей грязью жизни в среде, в которую она попала. Но и это начало ей нравиться. Когда она впервые забеременела, не знала, кто отец. Сделала аборт. Затем она уже научилась контрацепции. Кроме того, постоянно были алкоголь и мягкие наркотики. Так она прожила 10 лет. Во время очередного переезда - Мария хорошо зарабатывала и могла позволить себе все лучшую квартиру - она уронила на пол старый чемодан, сохранившийся с детства. Она уже не помнила точно, что внутри. Чемодан открылся, и из него выпала икона Спасителя, памятка по бабушке. Перед этой иконой бабушка учила Марию молитвам и читала ей Евангелие. Мария взяла икону в руки, потом села с ней на пол, потом прижалась к ней лицом. Сегодня Мария - социальный работник. Она заботится о девушках из неблагополучных слоев общества. Не думает о замужестве. Говорит, что у нее уже есть муж, но мало кто понимает, что она имеет в виду.