22. Чистота это требование любви
Сознание греха является в историческом человеке не только необходимой точкой отсчёта, но также и необходимым условием его стремления к добродетели, к "чистоте сердца", к совершенству. <49,7> Даже когда человек привык поддаваться похоти плоти, с первого раза когда он достигает овладения собой, и ещё более, если он затем приобретает способность, человек получает постепенный опыт своего достоинства и, через умеренность, он свидетельствует о своем собственном господстве над самим собой, и он доказывает, что он исполняет то, что является существенно личностным в нём. Кроме того, он постепенно испытывает свободу дара и, с другой стороны, это является ответом субъекта на брачное значение человеческого тела. Таким образом этос Искупления тела осуществляется через господство над собой, через воздержанность "желаний", когда могут выразиться наиболее глубокие аспекты силы личности, которым похоть плоти не позволила бы, так сказать, проявляться. Эти аспекты не могут возникнуть также, когда человеческое сердце заключено в постоянное подозрение <49,6>или когда сексуальность понимается как «анти-ценность».
Этос Искупления тела остаётся глубоко укорененным в антропологическом и аксиологическом реализме откровения. Ссылаясь, в этом случае, на "сердце", Христос формулирует Свои слова наиболее конкретно: действительно, человек является уникальным и особенным главным образом из-за своего "сердца ", которое решает, "исходя изнутри".<49,7>Чистота сердца выражается взглядом на другой субъект, который является изначально и вечно "со-призванным". Чистота есть требование любви. Это - измерение её внутренней правды в "сердце" человека.<49,7>
Когда Христос, объясняя точное значение заповеди: "Не прелюбодействуй", обращает призыв к внутреннему человеку, он указывает в то же самое время на фундаментальное измерение чистоты, которой оказываются отмеченными взаимные отношения между мужчиной и женщиной в браке и вне брака. <50,1>Чистоты, которая в Нагорной Проповеди содержится в изложении Блаженств: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". (Мф 5, 8).<50,1>
Христос видит в сердце, в глубинах человека источник чистоты, но также и моральной нечистоты: «... исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека" (Мф 15,18-20; Мк 7,20-23)».<50,2> Христос хорошо заботился о том, чтобы не связывать чистоту в моральном (этическом) смысле с физиологией и органическими процессами. Понятие "чистоты" и "нечистоты" в моральном смысле является главным образом общим понятием, а не специфическим: согласно этому понятию, любое нравственное добро есть проявление чистоты, а любое моральное зло есть проявление нечистоты.<50,4>
Задумайтесь: могу ли я любить другого, не имея чистого взгляда на него? Как я хочу, чтобы на меня смотрел тот, кто утверждает, что любит меня? Что имеет в виду Христос, когда говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5, 8)?
Ева была единственным ребенком, родители мало интересовались ею, постоянно ссорились. Ее воспитывал двор. Она пережила сексуальное посвящение с подругой, на два года старше её, которая предложила ей поиграть в доктора. Потом уже были мальчики. Ева словно пыталась доказать себе, что она не лесбиянка. Она ненавидела свое тело, чувствовала себя грязной, калечила себя и голодала. На улице ей однажды подарили Библию. Она прочитала только первые три страницы, но много раз, потому что там было её имя. В школе она училась плохо, после девятого класса пошла на работу. Она продавала из-под прилавка алкоголь в ночном магазине, там её несколько раз использовали в сексуальном плане. Ей было 17 лет, когда предприняла попытку самоубийства. Проснулась в больнице. Прибор, к которому она была подключена, показывал, как бьется её сердце. Она подумала, есть ли на свете кто-нибудь, для кого оно бьется? В этот момент она с огромной уверенностью почувствовала, что да, есть кто-то такой, что стоит жить, что она обязательно встретит его.
Сознание греха является в историческом человеке не только необходимой точкой отсчёта, но также и необходимым условием его стремления к добродетели, к "чистоте сердца", к совершенству. <49,7> Даже когда человек привык поддаваться похоти плоти, с первого раза когда он достигает овладения собой, и ещё более, если он затем приобретает способность, человек получает постепенный опыт своего достоинства и, через умеренность, он свидетельствует о своем собственном господстве над самим собой, и он доказывает, что он исполняет то, что является существенно личностным в нём. Кроме того, он постепенно испытывает свободу дара и, с другой стороны, это является ответом субъекта на брачное значение человеческого тела. Таким образом этос Искупления тела осуществляется через господство над собой, через воздержанность "желаний", когда могут выразиться наиболее глубокие аспекты силы личности, которым похоть плоти не позволила бы, так сказать, проявляться. Эти аспекты не могут возникнуть также, когда человеческое сердце заключено в постоянное подозрение <49,6>или когда сексуальность понимается как «анти-ценность».
Этос Искупления тела остаётся глубоко укорененным в антропологическом и аксиологическом реализме откровения. Ссылаясь, в этом случае, на "сердце", Христос формулирует Свои слова наиболее конкретно: действительно, человек является уникальным и особенным главным образом из-за своего "сердца ", которое решает, "исходя изнутри".<49,7>Чистота сердца выражается взглядом на другой субъект, который является изначально и вечно "со-призванным". Чистота есть требование любви. Это - измерение её внутренней правды в "сердце" человека.<49,7>
Когда Христос, объясняя точное значение заповеди: "Не прелюбодействуй", обращает призыв к внутреннему человеку, он указывает в то же самое время на фундаментальное измерение чистоты, которой оказываются отмеченными взаимные отношения между мужчиной и женщиной в браке и вне брака. <50,1>Чистоты, которая в Нагорной Проповеди содержится в изложении Блаженств: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". (Мф 5, 8).<50,1>
Христос видит в сердце, в глубинах человека источник чистоты, но также и моральной нечистоты: «... исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека" (Мф 15,18-20; Мк 7,20-23)».<50,2> Христос хорошо заботился о том, чтобы не связывать чистоту в моральном (этическом) смысле с физиологией и органическими процессами. Понятие "чистоты" и "нечистоты" в моральном смысле является главным образом общим понятием, а не специфическим: согласно этому понятию, любое нравственное добро есть проявление чистоты, а любое моральное зло есть проявление нечистоты.<50,4>
Задумайтесь: могу ли я любить другого, не имея чистого взгляда на него? Как я хочу, чтобы на меня смотрел тот, кто утверждает, что любит меня? Что имеет в виду Христос, когда говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5, 8)?
Ева была единственным ребенком, родители мало интересовались ею, постоянно ссорились. Ее воспитывал двор. Она пережила сексуальное посвящение с подругой, на два года старше её, которая предложила ей поиграть в доктора. Потом уже были мальчики. Ева словно пыталась доказать себе, что она не лесбиянка. Она ненавидела свое тело, чувствовала себя грязной, калечила себя и голодала. На улице ей однажды подарили Библию. Она прочитала только первые три страницы, но много раз, потому что там было её имя. В школе она училась плохо, после девятого класса пошла на работу. Она продавала из-под прилавка алкоголь в ночном магазине, там её несколько раз использовали в сексуальном плане. Ей было 17 лет, когда предприняла попытку самоубийства. Проснулась в больнице. Прибор, к которому она была подключена, показывал, как бьется её сердце. Она подумала, есть ли на свете кто-нибудь, для кого оно бьется? В этот момент она с огромной уверенностью почувствовала, что да, есть кто-то такой, что стоит жить, что она обязательно встретит его.