Новости

Катехезы. Часть 32. Предвосхищение жизни будущего мира

ЧАСТЬ IV. ХРИСТИАНСКАЯ ДЕВСТВЕННОСТЬ



«Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу» (1 Кор 7,32)

32. Предвосхищение жизни будущего мира

Сегодня мы начинаем размышлять над девственностью или безбрачием для Небесного царства.<73.1> Констатация "когда из мертвых воскреснут, [тогда] не будут ни жениться, ни замуж выходить" (Mк 12,25), указывает, что существует условие жизни без брака, где человеческая личность, мужчина и женщина, находит в то же самое время полноту личного дара и межсубъективного общения личностей, благодаря прославлению всего своего существа в вечном союзе с Богом.<73.1>

Когда призыв к воздержанию ради Небесного Царства находит благоприятное эхо в человеческой душе, не трудно уловить особенную чувствительность человеческого духа, которая, кажется, позволяет уже, в условиях земной жизни, пользоваться по предвосхищению тем, что человек получит в удел после будущего воскресения. <73.1>Если воздержание соблюдается теми, кто, в своей жизни, делают этот выбор для Небесного Царства, то это не потому, что лучше не жениться, как коментируют ученики разговор Иисуса с фарисеями, когда он говорит им о неразрывности брака: "Если такова обязанность человека по отношению к жене, то лучше не жениться". (МФ 19, 10). Те, кто выбирает этот вариант, делают это ввиду особенной ценности, которая связана с этим выбором и которую необходимо обнаружить и лично принять, как своё собственное призвание.<73.3>

"Не все вмещают слово сие, но кому дано,

ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного.Кто может вместить, да вместит!" (Мф 19, 11-12). Если Христос говорит о "скопцах, которые сами сделались такими для Небесного Царства", Он разумеется устанавливает это различие, чтобы подчеркнуть его добровольный и сверхъестественный характер. Добровольный, так как те, кто принадлежат этой категории, сами себя сделали скопцами; сверхъестественный, потому что они это сделали для Небесного Царства. 74.1>

В словах Нагорной Проповеди о "прелюбодеянии в сердце" содержится антропология «исторического "человека: в словах о добровольном воздержании остается по существу та же антропология, но освещенная перспективой "Царства Небесного"<77.4>. Человек выбирающий безбрачие ради "Царства Небесного", мужчина и женщина, следовательно указывает на эсхатологическую девственность воскресшего человека, в котором проявит себя, сказал бы я, брачное значение, абсолютное и вечное, прославленного тела в союзе с самим Богом, благодаря видению Бога лицом к лицу; и прославленного также благодаря союзу совершенной межсубъективности, которая соединит всех тех, кто принимают участие в другом мире, мужчин и женщин, в тайне общения святых.<75,1>. Выбор воздержания для Небесного Царства это харизматическое направление к тому эсхатологическому состоянию, в каком человеческие существа ни женятся, ни выходят замуж. <73.4> Это исключение из состояния, в котором человек появился и живёт от "начала" во всём земном существовании. Это исключение включает в себя антиципацию эсхатологической жизни.

Брак Марии с Иосифом скрывает в то же самое время в себе тайну совершенного общения личностей, мужчины и женщины, в супружеском договоре, а также тайну этого исключительного воздержания для Небесного Царства; воздержания, которое служило в истории спасения самой совершенной «плодовитости Духа Святого».<75.3>. Мария и Иосиф, которые прожили тайну зачатия и рождения Иисуса, стали первыми свидетелями плодовитости, отличной от плодовитости тела, то естьплодовитости Духа: "Родившееся в ней есть от Духа Святого" (Мф 1,20). <75,2>Божественное материнство Девы должно было помочь понять, с одной стороны, святость брака, а с другой стороны, великодушие ради Небесного Царства, о котором Христос говорил Своим ученикам. <75,4>Воздержание «для Царства Небесного " служит той духовной и сверхъестественной плодовитости человека, которая исходит от Святого Духа (Духа Божьего).

Задумайтесь: понимаем ли мы призвание к освященной жизни как призыв от Бога? Уважаем ли мы и поддерживаем этот призыв в себе (если таковой имеется) или в других (например, наших детях)?

Кароль поступил в семинарию довольно поздно, ему было уже тридцать пять. Перед рукоположением в диаконы ректор и духовный отец предложили кандидатам, как это было принято, открыть Священное Писание наугад. После минуты молитвы кандидаты могли сказать, что Бог говорит им через слово, которое им открылось. Первым отвечал Павел. "Я открыл о Святом Иосифе, как приснился ему ангел и сказал: "Иосиф, сын Давида, не бойся взять к себе Марию, супругу твою .. ".Кароль окаменел. Ему открылось точно тоже самое. Он едва расслышал, что Павел говорит дальше. „В последнее время у меня огромная борьба. И теперь это слово… Я подумал, что, может быть, я должен жениться, завести детей...”. Кароль затаил дыхание. Он думал точно также. Он напряг внимание и продолжал слушать. Павлу ответил ректор. "Что ж, молись, Павел. Потому что, видишь, Мария - это Церковь. Весь стих гласит: „Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого”. Потому что Иосиф задумал отойти от Марии. И ты можешь думать об уходе из семинарии. На мой взгляд, это слово говорит о том, что в Церкви от Святого Духа зародилось твое призвание. Молись, у тебя еще есть время для решения”. Затем высказались другие семинаристы. Когда очередь дошла до Кароля, он сказал: „Пожалуйста, позвольте мне не говорить, какое именно слово выпало. Но оно очень помогло мне, потому что я серьезно думал о том, чтобы уйти. Теперь я больше так не думаю, я хочу приступить к рукоположению”.