Новости

Катехезы. О. Адам Смольский. Часть 4

4. Общение мужчины и женщины

"И навел Господь Бог на человека крепкий сон" (Быт 2, 21). Возможно, аналогия со сном указывает здесь специфическое возвращение к не-бытию (сон имеет в себе элемент уничтожения сознательного существования человека), то есть в момент, который предшествует творению, чтобы, созидательной инициативой Бога, одинокий « человек» смог из него появиться в своем двойном единстве мужчины и женщины. <8,3>

Человек был создан как особый дар перед Богом (»И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма«, Быт 1, 31), но и как особая ценность для самого человека: во-первых, для себя; во-вторых, потому что «женщина» для мужчины и наоборот. То, что женщина была сформирована «с ребра» мужчины, метафорически выражает однородность всего существа обоих. Однородность тела, несмотря на половую разницу, настолько очевидна, что мужчина, проснувшись от сна, сразу выражает ее, когда говорит: «Это уже кость моих костей и плоть моей плоти» (Быт 2, 23). Мужчина впервые проявляет радость, увидев женщину, радость из-за другого человека, из-за другого «я» и сразу же принимает её как адекватную помощь ему. Всё это помогает установить полное значение изначального единства. Выражение «плоть моей плоти» также означает, что человеческое тело определяет человека как личность, то есть как существо, которое даже в своей телесности «подобно» Богу.

Изначальное единство выражается как преодоление границы одиночества, при котором мужчина обретает самосознание в процессе «отличия» от всех живых существ и в то же время открывается к родственному ему существу-женщине. Одиночество человека представляется нам не только как первое открытие собственной трансцендентности человека, но и как открытость и ожидание «общения личностей». «Общение» указывает именно на эту "помощь", которая вытекает, в определённом смысле, из самого факта существования "рядом" с личностью. В библейском рассказе этот факт становится существованием личности «для» личности.

Общение личностей могло образоваться только на базе "двойного одиночества" мужчины и женщины, которое давало им обоим возможность быть и существовать в особенной взаимности в существовании, которую ни одно другое живое существо не могло бы обеспечить. Для этой взаимности было необходимо все, что представляло собой одиночество каждого из них, самосознание, самоопределение и знание собственного значения тела, несущего в себе признаки пола, поскольку мужественность и женственность-это два способа «телесного бытия» человека, созданного «по образу Божьему» (Быт 1, 27), два способа, которые взаимно дополняют друг друга.

Теология тела, которая с самого начала связана с творением человека по образу Божьему, в некотором смысле также становится теологией секса или теологией мужественности и женственности, которая в Книге Бытия имеет свою отправную точку.

Мы можем сделать вывод, что человек стал образом и подобием Божиим не только по своему собственному человечеству, но также по общению личностей, которое мужчина и женщина образуют с самого начала. <9,3> Таким образом, рассказ Книги Бытия может также подготовить к пониманию тринитарного понятия о "образе Бога". Это, пожалуй, самый глубокий богословский аспект всего, что можно сказать о человеке.

Слова Быт 2, 23 («Это уже кость моих костей и плоть моей плоти») указывают на новое осознание чувства собственного тела: чувство, которое, можно сказать, состоит в взаимном обогащении <9,5> через мужественность и женственность. Эта концепция, благодаря которой человечество вновь формируется как общение личностей, представляется в рассказе о сотворении человека (и содержащемся в нем откровении тела) с глубоким осознанием человеческой телесности и сексуальности, и это устанавливает неотъемлемую норму для понимания человека на богословском уровне.

Для размышления: какие последствия для меня имеет осознание того, что общение между мужчиной и женщиной - это образ и подобие общения Бога, Который триединый?

Анне было 13 лет, когда умер её отец. Он был намного старше её мамы, когда они поженились, ей было 25 лет, а ему 57. Многие удивлялись, но они были счастливы в браке. Когда Анна впервые влюбилась, она начала расспрашивать маму об этих вещах. Она видела в глазах мамы слёзы и одновременно веселую улыбку на её лице. "Да, Анна, я желаю тебе такого мужа, как твой отец. Да, он был намного старше, но по его словам, он ждал меня всю жизнь и это потому. Он уверял, что я первая женщина в его жизнии, и я знаю, что это правда. В нашу первую ночь он был таким неуклюжим... У меня он тоже был первым. Первым и последним". "Как это, мама, ты так ещё молода!". "Знаешь, этого счастья с твоим отцом мне достаточно, оно длится, папа с нами. А кроме того, ты выйдешь замуж, я буду счастливой бабушкой...". „Думаешь, я найду хорошего мужа? Я бы так хотела...". "Я буду молиться об этом. И твой папа тоже молится. Я думаю, что мужа или жену находит Бог. Не торопись, Он найдет и укажет тебе". „Тебе Он указал?”. "О да, очень сильно. Твой отец приснился мне, а на следующий день я его встретила".