Новости

Катехезы. О. Адам Смольский. Часть 3

3. Тело посреди тел

Сегодня мы будем размышлять о значении исконного одиночества человека, основываясь на следующих словах из Книги Бытия „не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт 2,18). В понятие исконного одиночества входит: самосознание, восприятие собственного тела и самоопределение.

Самосознание: "нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему " (Быт 2,20). Человек осознает одиночество, потому что он признается «отличным» от видимого мира, от мира живых существ.

Тело, созданное для человеческой деятельности: человек может господствовать над землёй, потому что он один - и никто другой среди живых существ - способен её "возделывать", изменять её согласно своим собственным потребностям (выводить воду из земли и орошать всю поверхность почвы <6,4> (Быт 2,5-6)). Эта способность, которая исходит не только от ума, но и от тела, отличает человека и «отделяет» его от всех животных. По этой причине человек оказывается изначально в видимом мире как тело среди тел и обнаруживает смысл своей собственной телесности.<6,4> Тело, которое позволяет человеку быть частью видимого мира, заставляет его в то же время осознавать, что он «одинок». Человек мог бы, основываясь на опыте своего собственного тела, придти к заключению, что он существенно подобен другим живым существам (animalia). И, как мы это читаем, он не пришёл к этому заключению: напротив, он убедился, что он был "одинок".<6,3>

Самоопределение: " от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь " (Быт 2,16-17)». Слова первой заповеди Бога-Yahvé(Быт 2,16-17), которые указывают прямым образом на подчинение, на зависимость человека-творения от его Творца: <6,2>однако этот человек, созданный „по образу Божьему”, должен сознательно различать и выбирать между добром и злом, между жизнью и смертью. Понимает ли человек, что означает слово "ты умрешь"? Это слово предстает перед ним как противоположность всему, чем был одарен. Человек должен был понять, что это таинственное дерево скрывает в себе измерение неизвестного до тех пор одиночества. Альтернатива между смертью и бессмертием, возникающая из Бытия 2, 17, является частью значения его одиночества перед Самим Богом.

Это значение, исходящее от одиночества, также побуждает задуматься о возможном скудном сознании человека об истине, которая касается его и которая заключена уже в первых главах Библии. Одиночество человека подразумевает в то же время уникальное, исключительное и неповторимое отношение с Самим Богом.

Для размышления: осознаю ли я, кто я, свою трансцендентность, что я отличаюсь от остального творения? Исходя из вышесказанного, поддерживаю ли я уникальные, исключительные и неповторимые отношения с Богом?

Зигмунд уже много лет работает начальником почтового отделения. Это работа с людьми, у него много знакомых, его любят и уважают. Когда-то давным-давно у него была жена, но она умерла при рождении первого ребенка. Ребенок тоже умер. С тех пор Зигмунд ведет одинокую жизнь. У него есть собака Факс, с которой он часто гуляет. Однажды на прогулке вечером они пошли к реке, где находится железнодорожный мост. Когда они спустились на самый берег и оказались под мостом, как раз проезжал экспресс. Шум был оглушительным. Зигмунд вспомнил фильм, на котором две девушки специально ходили в такое место, чтобы кричать. Просто так. На следующий вечер он был под мостом примерно в то же время, поезд проехал, видимо, по расписанию. С тех пор Зигмунд и Факс ходят туда каждый день. Зигмунд кричит во все горло. Да, вверх, куда-то в небо, изо всех сил. Факс смотрит на своего хозяина с тревогой. Когда становится тихо, Зигмунд остается еще несколько минут в неподвижности, словно прислушиваясь. А потом, когда Факс становится нетерпеливым, они возвращаются домой.