Катехезы 2024. о. Адам Смольский

Вступление. От редактора русской версии

От редактора русской версии

От редактора русской версии

Следующее изложение представляет собой „экстракт” из катехез по богословию тела Иоанна Павла II, подготовленный колумбийской парой Херманом Гутьерресом и Марией Каролиной Очоа. В заключении они кратко обясняют цель своей работы. Принятый ими метод заключался в сопоставлении фрагментов исходного текста катехез, в основном в соответствии с их хронологическим развитием. Фрагменты перемежаются короткими пояснениами от колумбийских авторов. Предпринятое мною редактирование сводилось в основном к подбору этих фрагментов в существующем русском переводе катехез (я использовал издание «Иоанн Павел II - Теология тела. Общие аудиенции о браке. Перевод Алексея Казакова» по французскому изданию Jean-Paul II Homme et femme il les créa: Une spiritualité du corps, Cerf, Paris, octobre 2004). В нескольких местах я стилистически исправил текст перевода. Ниже я использую скобки <> для обозначения мест, где заканчивается цитируемый фрагмент исходного текста, но не выделяю весь фрагмент, чтобы не усложнять текст визуально. Так, например, <13,6> будет означать, что отрывок взят из шестого пункта тринадцатой катехезы. Разделение на главы и заключительные вопросы для размышлений исходят от колумбийских авторов. Эти главы также являются частями, в которых текст был отправлен по WhatsApp многим тысячам подписчиков в течение последующих 65 дней в 2019 году.

В 2024 году я начал после воскресной мессы в приходе Святого Адальберта в Калининграде катехеы о браке, используя разработку колумбийцев. К каждой из катехез я добавил в конце "историю из реальной жизни" - короткий рассказ, связанный с содержанием катехеы. Эти истории в основном фиктивные, но отражают подлинный опыт людей, в том числе и мой.

Надеюсь, что труд окажется полезным, например, при подготовке пар к таинству брака.

о. Адам Смульски, Калининград

Введение

«Теология тела» это название, которое Папа Иоанн Павел II дал 129 катехезам о любви, сексуальности и браке, которые он преподавал в период с сентября 1979 года по ноябрь 1984 года.

Катехезы разделены на 6 частей. Первые три составляют трилогию о сексуальности в трех моментах человека: в творении, в истории человечества и в воскресении. Во всех трех моментах отправной точкой святого Иоанна Павла II являются слова самого Иисуса, содержащиеся в Евангелиях. Последние три части катехез знакомят нас с тем, как понимать и переживать посвященную жизнь, брак и плодородие. Формирование "Сексуальность как выражение любви, Христианское видение", которое начинается вместе со всемирным бодрствованием «40-дней для жизни», сохраняет структуру шести частей теологии тела и стремится быть максимально верным словам святого Иоанна Павла II. Только названия и вопросы для размышлений, которые сопровождают каждую ежедневную порцию, не являются частью оригинального документа и есть приглашение углубиться в полученное послание и сделать его реальностью в жизни.

То, что Теология тела представляет нам - это не только обновленное видение человеческой сексуальности и брака, но и обновленное видение мужчины и женщины в качестве образа Бога. Через призму любви в браке Папа посылает нас вновь открыть, кто есть Бог, кто есть Христос, что такое Церковь и кто есть мы сами.

Бог имеет прекрасный и позитивный взгляд на наше тело, нашу сексуальность и человеческую любовь. Не может быть иначе, Он - тот, кто создал их! Личное и семейное здоровье и счастье, настоящее и новых поколений, имеет прямое отношение к этому вероучительному подарку для культуры любви, наследуемому человечеством от «Папы семьи».

Джордж Вайгель в своей биографии Иоанна Павла II пишет: «Взятые вместе, эти 129 катехизических речей представляют собой своего рода часовую богословскую бомбу, запрограммированную взорваться с впечатляющими результатами где-то в третьем тысячелетии Католической Церкви. Когда это произойдет, возможно, в XXI веке, вполне возможно, что Теология тела Иоанна Павла II будет считаться критическим моментом в истории современной мысли». Для этого необходимо хорошо знать её, внимательно изучить, понять и особенно сделать её плотью в нашей жизни. От нас зависит, настал ли час. Готовы ли мы принять вызов?

Пусть Святой Дух будет нашим проводником на этом пути.