Следующее изложение представляет собой „экстракт” из катехез по богословию тела Иоанна Павла II, подготовленный колумбийской парой Херманом Гутьерресом и Марией Каролиной Очоа. В заключении они кратко обясняют цель своей работы. Принятый ими метод заключался в сопоставлении фрагментов исходного текста катехез, в основном в соответствии с их хронологическим развитием. Фрагменты перемежаются короткими пояснениами от колумбийских авторов. Предпринятое мною редактирование сводилось в основном к подбору этих фрагментов в существующем русском переводе катехез (я использовал издание «Иоанн Павел II - Теология тела. Общие аудиенции о браке. Перевод Алексея Казакова» по французскому изданию Jean-Paul II Homme et femme il les créa: Une spiritualité du corps, Cerf, Paris, octobre 2004). В нескольких местах я стилистически исправил текст перевода. Ниже я использую скобки <> для обозначения мест, где заканчивается цитируемый фрагмент исходного текста, но не выделяю весь фрагмент, чтобы не усложнять текст визуально. Так, например, <13,6> будет означать, что отрывок взят из шестого пункта тринадцатой катехезы. Разделение на главы и заключительные вопросы для размышлений исходят от колумбийских авторов. Эти главы также являются частями, в которых текст был отправлен по WhatsApp многим тысячам подписчиков в течение последующих 65 дней в 2019 году.
В 2024 году я начал после воскресной мессы в приходе Святого Адальберта в Калининграде катехеы о браке, используя разработку колумбийцев. К каждой из катехез я добавил в конце "историю из реальной жизни" - короткий рассказ, связанный с содержанием катехеы. Эти истории в основном фиктивные, но отражают подлинный опыт людей, в том числе и мой.
Надеюсь, что труд окажется полезным, например, при подготовке пар к таинству брака.
о. Адам Смульски, Калининград
Введение
«Теология тела» это название, которое Папа Иоанн Павел II дал 129 катехезам о любви, сексуальности и браке, которые он преподавал в период с сентября 1979 года по ноябрь 1984 года.
Катехезы разделены на 6 частей. Первые три составляют трилогию о сексуальности в трех моментах человека: в творении, в истории человечества и в воскресении. Во всех трех моментах отправной точкой святого Иоанна Павла II являются слова самого Иисуса, содержащиеся в Евангелиях. Последние три части катехез знакомят нас с тем, как понимать и переживать посвященную жизнь, брак и плодородие. Формирование "Сексуальность как выражение любви, Христианское видение", которое начинается вместе со всемирным бодрствованием «40-дней для жизни», сохраняет структуру шести частей теологии тела и стремится быть максимально верным словам святого Иоанна Павла II. Только названия и вопросы для размышлений, которые сопровождают каждую ежедневную порцию, не являются частью оригинального документа и есть приглашение углубиться в полученное послание и сделать его реальностью в жизни.
То, что Теология тела представляет нам - это не только обновленное видение человеческой сексуальности и брака, но и обновленное видение мужчины и женщины в качестве образа Бога. Через призму любви в браке Папа посылает нас вновь открыть, кто есть Бог, кто есть Христос, что такое Церковь и кто есть мы сами.
Бог имеет прекрасный и позитивный взгляд на наше тело, нашу сексуальность и человеческую любовь. Не может быть иначе, Он - тот, кто создал их! Личное и семейное здоровье и счастье, настоящее и новых поколений, имеет прямое отношение к этому вероучительному подарку для культуры любви, наследуемому человечеством от «Папы семьи».
Джордж Вайгель в своей биографии Иоанна Павла II пишет: «Взятые вместе, эти 129 катехизических речей представляют собой своего рода часовую богословскую бомбу, запрограммированную взорваться с впечатляющими результатами где-то в третьем тысячелетии Католической Церкви. Когда это произойдет, возможно, в XXI веке, вполне возможно, что Теология тела Иоанна Павла II будет считаться критическим моментом в истории современной мысли». Для этого необходимо хорошо знать её, внимательно изучить, понять и особенно сделать её плотью в нашей жизни. От нас зависит, настал ли час. Готовы ли мы принять вызов?
Пусть Святой Дух будет нашим проводником на этом пути.