Новости

Катехезы. 38. Основная правда о браке

"Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф 5, 24-25). Поучение, присущее этой паренетической стороне послания, оказывается в некотором смысле включённым в саму реальность тайны, сокрытой от вечности в Боге и открытой человечеству в Иисусе Христе. В послании к Ефесянам мы являемся свидетелями, особенной встречи этой тайны с самой сущностью призвания к браку. Как надо понимать эту встречу? <89,7>Давайте рассмотрим аналогию между Христом и Церковью и супругами:

·«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф 5, 22); вот - первая составляющая аналогии.

·«потому что муж есть глава жены» (Еф 5, 23); вот - вторая составляющая, которая является объяснением и мотивацией первой.

·«Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем». (Еф 5, 24). Отношения Христа с Церковью, представленные ранее, теперь выражены в качестве отношений Церкви со Христом, и это является следующей составляющей аналогии.

·Наконец: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Эф 5, 25); вот последняя составляющая аналогии.

Продолжение текста послания развивает фундаментальную мысль, содержавшуюся в только что процитированном отрывке; и весь текст Еф 5,21-33, целиком пропитан той же аналогией; то есть взаимные отношения между супругами, мужем и женой, христианами должны пониматься по образу отношения между Христом и Церковью. <89,8>

Это отношение является откровением и осуществлением тайны вечной любви Бога к человеку, к человечеству - тайны, которая высказывается и осуществляется во времени через отношения Христа с Его Церковью.<90,1>

Брачные отношения, которые соединяют супругов, мужа и жену, должны - по мнению автора послания к Ефесянам - помочь нам понять любовь, которая соединяет Христа с Его Церковью, эту взаимную любовь Христа и Церкви, в которой осуществляется вечный божественный план спасения человека. Тем не менее, значение аналогии еще не исчерпано этим. Аналогия, использованная в послании к Ефесянам, в то время как она освещает тайну отношений между Христом и Церковью, открывает также существенную правду о браке: то есть, что брак соответствует призванию христиан, только если он отражает любовь, которую Христос-Супруг даёт Церкви, Его супруге, и которую Церковь (по подобию подчинённой супруги, которая таким образом отдалась полностью) старается давать Христу в ответ на Его любовь. Это - искупительная, спасающая любовь, любовь, которой Бог от вечности возлюбил человека во Христе: «Так как Он нас избрал в Нём, ещё прежде создания мира, чтобы быть святыми и непорочными пред Ним…» (Еф 1,4). <90,2>Брак соответствует призванию христиан в качестве супругов, только если эта любовь отображается и актуализируется.<90,3>

Использованная в Послании к Ефесиянам аналогия действует в двух направлениях. Если она позволяет с одной стороны лучше уловить сущность отношений Христа с Церковью, то она нам позволяет также с другой стороны, проникнуть более глубоко в сущность брака, к которому призваны христиане. Она показывает в некотором смысле, как этот брак, в своей самой глубокой сущности, проистекает из тайны любви Бога к человеку и человечеству: из этой спасительной тайны, которая исполняется во времени посредством брачной любви Христа к Церкви. <90,4>В основе понимания брака лежит брачная связь Христа с Церковью. Брак становятся видимым знаком вечной божественной тайны, по образу Церкви, соединённой со Христом. Таким образом послание к Ефесянам приводит нас к самому́ основанию сакраментальности брака.<90,4>

«Предание» Себя, которое Христос сделал Отцу, повинуясь Ему до смерти на кресте, принимает здесь смысл строго экклезиологический: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» (Еф 5,25). Отдавая Себя целиком любовью, Он образовал Церковь как Свое тело и Он не прекращает строить её, становясь её главой.<90,5> Это предание Себя Отцу, в послушании до смерти (Фил 2,8), означает в то же самое время, согласно посланию к Ефесянам, отдавать Себя Самого за Церковь. В этом выражении, искупительная любовь превращается в брачную любовь: Христос, отдавая Себя Самого за Церковь, самим этим искупительным актом, соединился с ней раз и навсегда, как супруг со своей супругой. Таким образом, тайна Искупления тела скрывает в себе, в некотором смысле, тайну «брака Агнца» (Откр 19,7). Так как Христос - глава тела, весь спасительный дар Искупления пронизывает Церковь как тело этой главы и постоянно образует самую глубокую сущность её жизни.<90,6>

Автор представляет любовь Христа к Церкви как образец любви мужей. Благо, которое тот, кто любит, создаёт своей любовью, в том, кого любят, представляет собой как доказательство самой любви, так и её меру.<92,4>

Задумайтесь: живу ли я своим браком таким образом, чтобы отражать и реализовывать любовь Христа к Церкви?

Ольга и Андрей познакомились совсем молодыми, и их влюблённость была пламенным очарованием, в том числе и в физическом плане. Со временем, уже будучи мужем и женой, они научились любить друг друга по-взрослому, со всеми их недостатками и слабостями. Несколько неизбежных кризисов укрепили их связь. Сейчас у них четверо детей — пока что. Физическое очарование не прекратилось, и здесь они также учились интимности друг с другом как своеобразному искусству. Поначалу, как они оба заметили, сексуальные ощущения Андрея были более интенсивными. Со временем это выровнялось, и Андрей с радостью видел, какое удовлетворение доставляет Ольге их близость. А потом это его ощущения будто ослабли. Его это не тревожило, он был счастлив, он обнаружил, что счастье жены - его счастье. Ольга, однако, что-то заметила. И, лишь спустя много месяцев, решилась спросить: "Слушай, ты стал каким-то другим, более спокойным, это очень хорошо, но тебе хорошо?”. „Да, дорогая. Может быть, я просто меньше думаю о себе… и больше — о тебе.”. "Слава Богу. Потому что, скажу тебе честно — ты сначала был настоящим эгоистом”. "Был?”. "Да, Андрей, ты сильно изменился, не только в постели". "Это твоя заслуга". "Нет, конечно, нет, но я молилась об этом”. Андрей подумал, что, наверное, она права. Как будто Бог переключал его с «брать» на «давать». Он вспомнил, что в Библии есть что-то подобное: «Блаженнее давать, нежели принимать». Он подумал, что это легко, когда у тебя такая жена.