Катехезы. Часть13. Что исходит от Отца и что исходит от мира
2024-12-01 09:47
13. Что исходит от Отца и что исходит от мира
Библейское учение о тройном вожделении содержится в Первом Послании Святого Иоанна 2, 16-17: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек». «Исходит от мира» не как плод тайны творения, а как плод дерева познания добра и зла (Быт 2,17), то есть как следствие разрыва первого завета с Творцом, который разорвался в сердце человека. Доброта мира, созданного Богом для человека есть та, о которой читаем в Быт 1: "И увидел Бог, что [это] хорошо ... и вот, хорошо весьма». Только как последствие греха, как плод разрыва союза с Богом в человеческом сердце - в интимности человека - "мир" книги Бытия стал "миром", описанным словами святого Иоанна 1Ин 2,15-16: местом и источником похоти.<26,2>
Библейское описание, в котором человек берет плод «дерева познания добра и зла», свидетельствует о ключевом моменте, когда в сердце человека были поставлены под сомнение дар и любовь Того, Кто сделал творение в качестве одарения. Вкушая плод, человек делает, в то же самое время, фундаментальный выбор и осуществляет его против воли Творца, Бога-Yahvé, принимая доводы, которые ему предложены искусителем: "Нет, вы не умрете! Но Бог знает, что, когда вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы станете как Бог, знающие добро и зло".<26,4>Ставя под сомнение, в своём сердце, самое глубокое значение дара, то есть любовь как специфическую причину творения и первоначального союза (см. в особенности Быт 3,5), человек поворачивается спиной к Богу-Любви, к "Отцу". В некотором смысле он выбрасывает Его из своего сердца: таким образом, в нём остается то, что "происходит от мира".<26,4>
Стыд, выраженный в Бытии 3, 7 в связи с грехом, является первым проявлением в человеке того, что «исходит не от Отца, а от мира». Потребность скрывать перед другим собственное тело доказывает фундаментальное отсутствие доверия, что указывает тем самым на крушение первоначального отношения "общения". <29,5>Необходимость прятаться перед Богом указывает на то, что глубоко в стыде есть чувство страха перед Богом, причина которого указывается Самим Богом, когда он говорит: «Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Ген 3, 11). Объяснение стыда не ищется в самом теле или сексуальности обоих, но восходит к более глубоким преобразованиям, перенесенным человеческим духом. Можно даже сказать, что благодаря стыду, мужчина и женщина остаются в состоянии первоначальной невинности. Они действительно осознают непрестанно брачное значение тела и стремятся, так сказать, к тому, чтобы защищать его против похоти<31,1>
«Нагота» имеет не только буквальный смысл, относится не только к телу, через «наготу», согласно формулам теологического учения Церкви (*), этот человек был лишён сверхъестественных даров, которые, до греха, являлись частью "того, что он получил": кроме того, он было повреждён во всем том, что принадлежит самой его природе, его человечеству в первоначальной полноте "образа Божия".<27,2> В состоянии изначальной невинности нагота не выражала недостатка, а представляла собой полное принятие тела во всей его человеческой и личной истине. Человеческое тело было с самого начала, благодаря своей мужественности и женственности, компонентом взаимного дарования в общении личностей и несло в себе несомненный знак «образа Бога».
С грехом человек теряет участие в божественном видении мира и самого человечества, которое давало ему глубокий мир и радость, живя истиной и ценностью собственного тела. Раскрывается некоторый конститутивный излом во внутренней части человеческой личности, почти разрыв первоначального духовного и соматического единства человека. Впервые, он отдает себе отчёт, что его тело прекратило черпать в силе Духа, которая возвышала его до уровня "образа Божия".<28,2>Возникает это противоречие, которое будет сопровождать "исторического" человека во время всего его земного пути, как это написал святой Павел: "Я действительно нахожу удовольствие в законе Божием с точки зрения внутреннего человека, но я замечаю другой закон в моих членах, который противоборствует закону ума моего и привязывает меня к закону греха, находящегося в моих членах " (Рим 7,22-23).<28,2>
Вожделение-это конкретная угроза структуре самообладания человека, поскольку человек вожделения не овладевает собственным телом с такой же простотой и "естественностью", как человек первоначальной невинности. Особенно в том, что касается его сексуальности, и что она напрямую связана с призывом к тому единству, в котором мужчина и женщина «будут одной плотью» (Быт 2, 24). Вожделение, влечет за собой ограничение брачного смысла самого тела.
Рождение стыда направляет нас к тому моменту, когда человек, закрываясь от того, что «исходит от отца», открывается тому, что «исходит от мира». Сексуальная стыдливость, о которой говорит Быт 3,7, свидетельствует о потере первоначальной уверенности, что тело человека, через свою мужественность и свою женственность, было именно "субстратом" общения личностей и служило для дополнения "образа Божия" в видимом мире<29,3>У стыдливости есть двойное значение: она указывает угрозу ценности и, в то же самое время, она внутренне предохраняет эту ценность.<28,6>
Задумайтесь: в выборе, который я делаю ежедневно в своей жизни, я учитываю волю Творца? Понимаю ли я Божью волю как лучшее для моей жизни или рассматриваю ее как препятствие для моих планов?
У Веры было трудное детство. Папа ходил в море, а когда проводил короткое время дома, они с мамой постоянно ссорились. Мама в отсутствие папы приводила домой разных "дяденек", они часто оставались ночевать. Вера с завистью думала о подругах, у которых была полноценная, любящая семья. Когда ей было 18 лет, мама заболела раком и умерла. Папа даже не приехал на похороны. Несколько месяцев спустя, приводя мамины вещи в порядок, Вера нашла письмо. Мама писала ей, зная, что найдет это письмо после ее смерти. "Доченька дорогая, видишь, мне легче писать, чем говорить. Прости меня за то, что я не была хорошей матерью. Я сожалею о многих вещах в жизни - если есть Бог, пусть простит меня, а ты помолись за меня. Ты знаешь, как я жила. Я всю жизнь искала любви, такой настоящей. Надеюсь, тебе повезет больше. Будь осторожна с мужчинами, у них в голове только одно. Я не виню твоего отца, думаю, он сначала любил меня. Когда мне было столько же лет, сколько тебе, я входила в жизнь с сильным желанием любви, мечтой о любви. Она никогда не покинула меня, она во мне и сейчас. Эта мечта, безусловно, и в тебе, защити ее как самое ценное сокровище. Если есть Бог...". Так заканчивалось это письмо. Вера задумалась – есть ли у нее в сердце желание любви? Когда она начала искать его, оно вспыхнуло в ней с огромной силой. Она подумала: Может быть, это Бог?