Новости

Катехезы. 37. Справедливое равновесие

2025-05-06 14:21
37. Справедливое равновесие

Содержание текста являющегося объектом нашего анализа (то есть Еф 5,22–33) представляется там, где скрещиваются две главных ведущих нити всего послания к Ефесянам: первая, тайна Христа, которая, как выражение божественного плана для спасения человека, осуществляется в Церкви; вторая, христианское призвание как модель жизни крестившихся, индивидуально и в общинах.<88,3>

В ближайшем контексте процитированного отрывка Еф 5,22–33 автор послания старается объяснить, как таким образом понимаемое христианское призвание должно осуществляться и проявляться в отношениях между всеми членами семьи. Обращаясь к супругам, автор советует им «повиноваться друг другу в страхе Христовом» (Еф 5,21). <89,1>Автор говорит о взаимном повиновении супругов, мужа и жены; и таким образом он дает понять, как надо понимать слова, которые он впоследствии напишет о повиновении жены мужу. <89,3>Покорность жены мужу, как головы, является выражением их взаимной покорности «в страхе Христовом". Жена может и должна найти в своих отношениях со Христом - Который является для того и другого из супругов единым Господом - мотивацию для этих отношений с мужем, которые вытекают из самой сущности брака и семьи. Эти отношения тем не менее не являются отношениями одностороннего повиновения. <89,3>Муж и жена в действительности повинуются друг другу взаимно, подчинены один другому. Выражением этого взаимного повиновения является любовь.<89,3>

Когда автор письма говорит о "страхе Христовом«, это прежде всего уважение к святости, которое в языке Ветхого Завета выражалось также термином «страх Божий» (Пс 103, 11; Притч 1, 7; 23, 17; Сир 1, 11-16). Это уважение к священному, рожденное глубоким осознанием тайны Христа, должно стать основой взаимных отношений между супругами, прорастающих из их общих отношений со Христом.

«И вы, мужья, любите ваших жён...» и, этим способом выражаться, он препятствует появлению всякого страха, который могла бы породить (учитывая современную чувствительность) предыдущая фраза «женщины подчинены мужьям». Любовь исключает любой вид подчинения, который сделал бы из женщины служанку или рабыню мужа. Любовь является причиной того, что одновременно муж также подчинён его жене, и в этом подчинён Самому Господу, точно также, как жена мужу. Общность или единство, которое они должны составить в соответствии со своим браком, осуществляется во взаимном даре, который является также взаимным подчинением. Христос одновременно является источником и образцом этого подчинения, которое, будучи взаимным в страхе Господнем, сообщает зрелый и глубокий характер брачному союзу.<89,4>

Когда муж и жена взаимно будут подчинены друг другу в страхе Христовом, всё найдет справедливое равновесие.<89,5> Взаимное подчинение «в страхе Христовом» всегда образует ту глубокую и прочную структуру, в которой совершается истинное «общение» личностей.

Задумайтесь: Что значит повиноваться друг другу в страхе Христовом?

Стефан и Ева женаты 15 лет, у них пятеро детей: Пётр, Игорь, Эмма, Наталия и Борис. Стефан-дирижёр оркестра, Ева поёт в церковном хоре. Однажды вечером, когда они уже лежали в постели, Ева сказала: Знаешь, Петя спрашивал меня сегодня, почему мы дали ему имя Пётр. Я сказала ему, что это в честь Петра Чайковского. Но не стала добавлять, что ты на этом настоял, а я хотела Иосифа. Стефан помолчал, потом сказал „Ну да, так и было, ты правa". "С Игорем было то же самое. Всё из-за твоего Стравинского”. "Да, да, Стравинского". "А Эмма-твоя любимая английская певица". "Евунь, ну, помилуй!”. " А вот с Борисом я действительно не возражала, то, что мы назвали его в честь твоего отца, когда он уже был тяжело болен, это было очень красиво”. Стефан долго не знал, что сказать. "Ну, a Наталья, смотри, это была твоя идея, в честь Наташи из «Войны и мира», твоей любимой героини". Ева прижалась к нему ближе. "Слушай, я люблю наших детей с теми именами, которые мы им дали. И я не злюсь, когда ты настаиваешь на своём, потому что… люблю тебя”. Стефан ответил поцелуем. Ева уснула, он ещё долго о чем-то думал. Он вспомнил, что с Натальей дело было не в том, что именно он уступил Еве, просто ему всегда очень нравилось это имя.