Новости

Катехезы. Часть 29. Истина Воскресения

29. Истина Воскресения

Тот же ответ Христа саддукеям в версии Луки вводит несколько элементов, которые не встречаются ни у Матфея, ни у Марка. Вот текст: "Иисус ответил: "Чада века сего женятся и выходят замуж; но те, кто будет признан достойными участвовать в том веке и в воскресении из мертвых, ни женятся, ни выходят замуж; также они умереть уже не могут, так как они подобны ангелам и они - сыны Божии, будучи сынами воскресения " (Лк 20,34-36). <64,4>"Тот век", который согласно откровению есть "Царство Бога", есть также окончательная и вечная "Родина" человека (ср. Фил 3,20), и "дом Отца" (Ин 14,2). <66,3>Слова: "ни женятся и не выходят замуж", кажется в то же время утверждают, что человеческие тела, восстановленные и одновременно обновлённые в воскресении, сохранят свою мужскую или женскую особенность и что смысл того, чтобы быть в мужском или женском телев "том веке" будет состоять и пониматься способом, отличающимся от того, который был "в начале", <66,4>, поскольку брак и деторождение теряют, так сказать, своё право на существование.<66,2>

Высказывание Матфея и Марка о том, что "будут как ангелы на небесах", позволяет прежде всего сделать вывод об одухотворении человека согласно измерению, отличающемуся от измерения земной жизни (и даже отличающемуся от измерения самого "начала"). Очевидно, что здесь не говорится о преобразовании природы человека в природу ангельскую, то есть чисто духовную. Контекст ясно показывает, что человек сохранит в "том веке" свою собственную человеческую психосоматическую природу. Если бы это было иначе, было бы бессмысленно говорить о воскресении.

Воскресение означает восстановление к истинной жизни человеческой телесности, которая была подчинена смерти в её временной фазе,<66,5>, означает новое подчинение тела духу. Воскресение утверждает, по крайней мере косвенно, что тело не временно только связано с душей (как её земная "тюрьма", как считал Платон), но вместе с душей оно образует единство и целостность человеческого существа. Именно так учил Аристотель. Если святой Фома в своей антропологии принял концепцию Аристотеля, то он это сделал, имея в виду истину о воскресении.<66,6>

Истина о воскресении действительно ясно утверждает, что эсхатологическое совершенство и счастье человека не могут быть поняты как состояние одной души, отделённой от тела, но нужно понимать их как состояние человека, окончательно и совершенно "целостного" через такой союз души с телом, который определяет и гарантирует окончательно такую совершенную целостность. Можно было бы говорить здесь также о совершенной системе сил во взаимных отношениях между тем, что в человеке является духовным, и тем, что является телесным, сил, которые находятся в неравновесии в «историческом "человеке, неравновесии, которое проявляется в знаменитых словах Святого Павла: "но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего" (Рим7,23). «Эсхатологический "человек будет свободен от этой "оппозиции".<67,1> В земной жизни господство духа над телом может, как плод настойчивой работы над самим собой, выражать духовно зрелую личность; всё же, не снимает это самой возможности их взаимной оппозиции.

"Сыны воскресения" - как мы читали в Лк 20,36 - не только "равны ангелам", но также "суть сыны Божии". Можно сделать вывод, что степень одухотворения, свойственная "эсхатологическому" человеку, будет иметь свой источник в степени его "обожения" в несравнимо высшей степени, чем достижимая в земной жизни. <67,3> Это новое одухотворение будет таким образом плодом благодати, то есть данным от Бога, от его собственной божественности, не только душе, но и всему человеку. Это обожение понимается не только как "внутреннее состояние" человека способное увидеть Бога "лицом к лицу", но также как новое формирование всей личной субъективности человека в меру союза с Богом в Его тринитарной тайне. <67,3> "Обожение" в "том веке" принесёт человеческому духу такую "гамму опыта" истины и любви, которой человек не мог бы достигнуть никогда в земной жизни.<67,4>

Эсхатологическое общение человека с Богом будет питаться видением "лицом к лицу", созерцанием того самого совершенного общения, поскольку чисто божественного, которым является тринитарное общение Божественных Лиц. <68,1>Любовь в общении трех Божественных Лиц может найти обоживающий ответ в тех, кто станут причастниками "того века", только через осуществления взаимного общения, соразмерного тварным личностям.<68,4>

Вечная жизнь должна пониматься в эсхатологическом смысле, то есть как полный и совершенный опыт той благодати Бога. <67,5>Этот "эсхатологический опыт" Живого Бога откроет людям, живым и опытным образом, "причастие" Бога всему сотворённому и, главным образом, человеку. Это «причастие» есть самое личное "дарение себя" Богом, в самой Его божественности, человеку: тому существу, которое изначально носит в себе образ и подобие Его. <67,5>Обоживающий опыт дара Самого Себя со стороны Бога, абсолютно превосходит всякий опыт, свойственный земной жизни<68,2>, и дар самого себя от человека к Богу будет его ответом.

Задумайтесь: исходя из фразы: «В земной жизни господство духа над телом может, как плод настойчивой работы над самим собой, выражать духовно зрелую личность», считаем ли мы, что у нас духовно зрелая личность? Что мы можем сделать, чтобы улучшить в этой области?

Родители Эрика были религиозно индифферентны. Его отец был профессором математики, мать - преподавателем французского языка. В доме тему пола обходили стороной - родители не помогли сыну справиться с переходным возрастом и пробуждающимся инстинктом. Он был бессилен перед лицом искушений. Он знал, что страдает, но не знал, почему страдает. Постепенно он осознал это страдание, но даже когда осознал, по-прежнему не понимал. Он поступил в университет по стопам отца, но в другом городе. Родители сняли ему квартиру. Вокруг него было множество девушек, для которых остаться у него на ночь не составляло проблемы. Он использовал это и страдал еще больше. В конце учебы он связался с Евой, это было похоже на любовь, она была ему небезразлична, но через три года он изменил ей с Катей, и Ева ушла. Отношения с Катей были мимолетными, ему стало скучно с ней. Страдания становились все хуже и хуже. Он подумал, что, возможно, пора обратиться к психологу, и даже начал искать в Интернете. Он наткнулся на дискуссионный форум, который оказался христианским. Там говорили о каком-то «старце». Средневековье, подумал Эрик. Из дальнейшего чтения он понял, что «старец» - это монах, которому больше восьмидесяти лет, со странной историей, потому что в молодости он был джазменом и хоккеистом. Монахпринимал людей, давал им советы, порой неожиданные, но отзывы на форуме были восторженными. Почему бы и нет, подумал Эмиль и записался, к счастью это было в том же городе. Когда он пошел туда в назначенный день, место, в котором он оказался, произвело на него пугающее впечатление. С чего начать? Он начал: «Отец, я не могу справиться со своей сексуальностью», затем рассказал свою жизнь и закончил вопросом: «Что мне делать»? В ответ услышал: «Воскреснуть».