Анализ, проведенный выше, представляет собой широкое введение, особенно антропологическое, в работу, которую еще предстоит проделать. Последовательный этап нашего анализа должен носить этический характер.
Вожделение влияет прежде всего на внутреннюю часть человека, эта внутренняя часть - это сила, которая образует «внешнее» поведение человека, а также множество структур и институтов на социальном уровне. Понимание, что мера, которую "исторический" человек, со своим "сердцем", применяет к своему собственному телу по поводу сексуальности, не является чем-либо исключительно концептуальным: она есть то, что определяет установки и решает в принципе образ проживания тела.<31,6>
Человеческая интерпретация Закона может привести к тому, что отменяется и исчезает истинный смысл добра и зла, желанный Богу. Закон же – это прежде всего средство, необходимое для того, чтобы «изобиловала правда» (Мф 5.20 в старом переводе). Христос хочет, чтобы праведность «превзошла праведность книжников и фарисеев».
Он не признает трактовки, которую на протяжении веков давали настоящему содержанию Закона, поскольку в некоторой мере предлагали такое содержание, т.е. план и волю Законодателя, разнообразным слабостям и границам человеческой воли, проистекающим как раз от трех похотей. <35,1> «Не думайте, что Я пришел нарушить закон и пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5.17). Условие исполнения – истинное понимание. Именно это, среди прочего, относится к заповеди «не прелюбодействуй».<35,1>
Когда Иисус говорит: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так», «твердость сердца» указывает на ситуацию, противную изначальному замыслу Бога (Быт 2,24), представленому в ветхозаветном народе. И именно там необходимо искать ключ к пониманию всего свода законов Израиля в области брака. В Ветхом Завете, во времена патриархов, отказ от моногамии, особенно во времена патриархов, было продиктовано нуждой в потомстве, многочисленном потомстве. Это желание было так сильно, а рождение потомства, как главная цель брака, так очевидно, что жены, которые любили своих мужей, когда были не в состоянии подарить им потомство, по собственной инициативе просили любящих их мужей о возможности «родить им на колени», т.е. принять детей, рожденных другой женщиной, например, служанкой, или рабыней. Так было в случае Сарры и Авраама (см. Быт 16:2) или в случае Рахили и Иакова. Эти два рассказа отражают нравственный климат, в котором применялся Декалог.<35,2> Под прелюбодеянием здесь понимается прежде всего нарушение закона собственности человека в отношении женщины, которая является его законной женой (обычно одной из многих); но нет речи о прелюбодеянии, как окажется с точки зрения моногамии, утвержденной Творцом. Теперь мы знаем, что Христос сослался на «начало» именно в отношении этого аргумента (см. Мф 19,8). <35,4> Христос хочет спрямить эти отклонения, отсюда и слова, произнесенные им в Нагорной Проповеди.
Иисус, когда обращается к тем, кто хотел побить прелюбодейку камнями, не ссылается на предписания израильского закона, но лишь на совесть. Различение добра и зла, вписанное в человеческую совесть, может показаться более глубоким и правильным, чем содержание закона.<35,5>
Задумайтесь: способна ли моя совесть распознавать добро за пределами закона? Способен ли я различать, когда человеческий закон противоречит воле Бога?
Это случилось 40 лет тому назад. Виктор возвращался домой на машине ночью. Был ноябрь и шел сильный дождь. Где-то на границе города он заметил женщину, махавшую рукой, чтобы остановился. Она села, не сказав ни слова. Он заметил, что у нее синяки на лице и она явно беременна. Не ответила на вопрос, куда она хочет поехать. У него было ощущение, что она его понимает, но казалось, что она в каком-то шоке. Виктор задумался, что с ней делать. Полиция, больница? Наконец он подъехал к дому, где жил, и пригласил женщину зайти внутрь, чтобы хотя бы выпить чаю. Она села и уснула. Он уложил ее на свою кровать и позвонил коллеге, может ли он переночевать у него. Придя утром, нашёл её суетящуюся на кухне. Не говорила, по прежнему. Когда он вернулся с работы, она встретила его готовым обедом, и квартира блестела чистотой. Так было и в последующие дни. Однажды вечером у нее начались схватки. Они поехали в больницу. Её задержали, Оказалось, что никаких документов у нее нет, писать ничего она тоже не умела или не хотела. Когда прощались, она благодарно улыбнулась и сунула ему в руку медальон с Божьей Матерью, который сняла с шеи. Утром Виктор узнал, что после рождения девочки женщина умерла. Через две недели ребенок попал в детский дом, Виктор на днях пошел к нему повидаться. В мыслях он назвал девочку Марией, той, что и с медальона. Через год Виктор познакомился с Тамарой, а еще через год они поженились. История женщины и ее ребенка была для обоих как знак от Бога. Сразу после свадьбы они начали попытки усыновить Марию, это вскоре удалось. В последующие годы выяснилось, что у них не может быть собственных детей.