Сегодня мы начинаем новую главу по теме брака, читая то, что говорит св. Павел в Послании к Ефесянам: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.» (Еф 5,22-33).
Нам надо подвергнуть углубленному анализу этот текст <87,2> в свете того, что Христос нам сказал по поводу тела человека. Он говорил о вожделении (сердца) историческому человеку, и, следовательно, просто человеку. И Он также выявил, с одной стороны, перспективы начала, то есть первоначальной невинности и праведности и, с другой стороны, эсхатологические перспективы воскресения тел, когда «не будут уже жениться и выходить замуж» (Лк 20,35). Всё это является частью теологической оптики «Искупления нашего тела» (Рим 8,23).<87,2>
То, о чем говорит автор Послания к Ефесянам также сосредоточено на теле; как в его метафорическом смысле, то есть по поводу тела Христа, которым является Церковь, так и в его прямом смысле, то есть по поводу тела человека в его мужественности и его женственности, в его участи соединиться в браке, как говорит Быт 2,24 «оставит человек отца своего и мать свою, он соединится со своей женой и двое уже будут одним».<87,3>
Каким образом эти два значения тела появляются и сходятся в этом отрывке Послания к Ефесянам?Отрывок Послания к Ефесянам может быть понят правильно только в широком библейском контексте; надо его рассматривать как увенчание тем и истин раскрытых в Слове Божием. <87,3>Поэтому цитируемый отрывок из Послания к Ефесянам является ключевым текстом, который в литургии всегда связан с таинством брака, самым древним из таинств. Каким образом видим, в этом классическом тексте Послания к Ефесянам, можем увидеть истину о сакраментальности брака?<87,4>
В тексте письма к Ефесянам мы попытаемся увидеть брак как таинство во-первых в его измерении завета и благодати, а затем в его измерении сакраментального знака. <87,6> Таинство - знак благодати, и это - эффективный знак. Он не только указывает на неё и видимо выражает её, являясь её знаком, но он её производит и эффективно способствует тому, чтобы благодать сделалась частью человека, и чтобы в нём осуществилось и совершилось дело спасения.<87,5> Некоторым образом - хотя в более общем смысле - тело входит в определение таинства, так как оно - видимый знак невидимой реальности, то есть реальности духовной, трансцендентной, божественной. Именно в этом знаке - и через этот знак - Бог отдаётся человеку в своей трансцендентной истине и в своей любви.<87,5>
Задумайтесь: живу ли я в своем браке благодатью, которую производит таинство? Позволяю ли я, чтобы благодать таинства брака стала частью меня и исполнилось дело спасения?
Ванда и Дарек обвенчались в церкви. Для Ванды это было по-настоящему важно; для Дарека — в меньшей степени, но он согласился. Таинство совершал священник Михал, который знал Ванду с детства и был другом её семьи. Прошло два года. Однажды Михал неожиданно зашёл к ним в гости. Ванды дома не оказалось, но Дарек был искренне рад его видеть. Разговор быстро перешёл на серьёзные темы."Ты нам тогда выбрал чтение, помнишь, Михал?"; ”Помню". "Жены, повинуйтесь своим мужьям, из послания к Ефесянам. Ванда как будто и не слышала этих слов"; "Дарек, что происходит?”. „Может, мы не подходим друг другу, не знаю, но ей не хочется близости”. „Совсем не хочется?; " Ну… немного, да. Но не так, как мне. Для меня это тяжело". „Вы говорили об этом?”. „Пока нет, но я хочу подсунуть ей этого Св. Павла, пусть почитает”. „Дарек, пожалуйста, не делай этого, это не так!”. „Почему? Это же слово Божье”. "Во-первых, она услышит это не от Бога, а от тебя, и ты не Бог. Во-вторых, там есть продолжение: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Любишь ли ты Ванду так, как Христос Церковь? Христос мыл ученикам ноги. Сколько раз сегодня ты омыл ноги Ванде?". Теперь Дарек замолчал. „Ты хочешь сказать, что я должен сначала исполнить свою часть, чтобы потом требовать её?” Михал почувствовал, что потеет. „Нет. Когда ты исполнишь свою часть, ты ничего не станешь требовать. Ничего". Они еще несколько мгновений молчали. "Мне пора. Передай Ванде мой сердечный привет. Я буду молиться за вас. Помни, христианин всегда начинает с себя. С Богом!”. Спустя полчаса вернулась Ванда, заметила, что Дарек какой-то другой. Она долго смотрела на него. В его глазах было то, что она больше всего любила.