ЧАСТЬ II. ИСКУПЛЕНИЕ СЕРДЦА
Чтобы дать более исчерпывающий ответ на наши вопросы о браке - или, точнее: о значении тела - мы не можем остановиться только на том, что Христос ответил фарисеям, ссылаясь на «начало" (Мф 19, 3 ссж Мк 10, 2 сс). Мы также рассмотрим два других утверждения: первое, Нагорная Проповедь, о возможностях человеческого сердца по отношению к похоти тела: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». (Мф 5, 27-28), а второе - то, в котором Иисус относится к будущему воскресению (Мф 22,24-30; Мк 12,18-27; Лк 20,27-36), и которое будет рассмотрено в части III.
12. Прелюбодеяние в сердце
Следующее утверждение Христа в нагорной Проповеди содержит второе высказывание, значение которого является ключевым для теологии тела: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5, 27-28). В этом отрывке Иисус Христос проводит фундаментальный обзор того, как понимать и выполнять шестую заповедь Древнего Завета: «не прелюбодействуй» (Мф 5, 27-32).
Дело в исполнении соответствующем полному смыслу закона, согласно словам Иисуса: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (МФ 5, 17). Только это исполнение создаёт эту праведность, которую желал Бог. Христос Господь предупреждает о том, чтобы не давать такую человеческую интерпретацию всему закону и всем особым заповедям, которые он содержит, в той мере, в какой она (интерпретация) не создаёт праведности, желаемой Богом: "Если ваша праведность не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, вы не войдете в Царство Небесное" (Мф 5,20)., <24,1> и говорит при этом: «кто сотворит и научит [заповедям], тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф 5, 19).
Речь идет о том, чтобы подчеркнуть измерение внутреннего действия, к которому относятся слова «не прелюбодействуй». Их видимое выражение находится в «акте тела», но моральная ценность связана с процессом, который дается внутри человека. Слова Христа имеют явное антропологическое содержание, поскольку своим этическим содержанием они затрагивают те вечные значения, посредством которых образуется «правильная» антропология.
Прелюбодеяние, о котором прямо говорится в указанной заповеди, означает нарушение единства, посредством которого мужчина и женщина, только будучи супругами, могут быть настолько тесно связаны, что они становятся «одной плотью» (Быт 2, 24), поэтому из этого следует, что такой взгляд с вожделением, обращенный к собственной жене, не является прелюбодеянием «в сердце.
Если супружеский акт, как внешнее действие, в котором «двое становятся одной плотью», дозволен в отношениях между супругами, аналогично соответствует этике внутренний акт в тех же отношениях. <24,4. К затронутому здесь вопросу о том, разрешено ли мужчине смотреть похотливо на собственную жену, Иоанн Павел II вернулся в катехезах 1. и 8 октября 1980 года (катехезы 42 и 43), где он, наконец, дал отрицательный ответ, превосходящий чисто юридическую аргументацию – примечание редактора>
Универсальность Евангелия заключается в том, что она совсем не является обобщением. В изложении Христа, которое мы сейчас анализируем, человек любой эпохи и из любой местности чувствует себя призванным: потому что именно Христос обращается к человеческому «сердцу», которое не может быть субъектом какого бы то ни было обобщения, потому что в «сердце» каждый выделяется еще более индивидуально, чем по имени; характеризуется единственным и неповторимым образом, по своей природе «изнутри». <34,4>
Для размышления: какова важность моих мыслей и что их питает? Какое влияние оказывают мои мысли на мое действие и мое действие на мои мысли?
Роман и Настя никогда не забудут ту ночь. Это было примерно через 2-3 года два-три года после их свадьбы. И раньше также случалось, что Роман заставлял её вступать в сношения, хотя у неё совсем не было желания. Но в ту ночь он взял её силой, хотя она пыталась сопротивляться. Потом долго лежали молча. Первым заговорил Роман: "Думаешь, сможешь простить меня?”. Настя молчала. "Я последняя свинья, я знаю. Ужасно, что со мной творит похоть. Прости меня, пожалуйста". Настя ответила: "Мы давно должны были поговорить об этом. Мои потребности не так велики, как твои. Иногда я ничего не чувствую, а иногда мне даже больно. Я пыталась как-то сигнализировать тебе об этом. Надо было говорить открыто". "Настенька, я изменюсь, обещаю. Только прости меня". Настя снова промолчала. Она не верила, что он может измениться. Думала, мужчины такие. Ей просто хотелось плакать. Но вдруг она почувствовала, что не может оставить это так. Всё их будущее зависит от того, что она сейчас скажет. "Ромка, Я прощаю тебя, я люблю тебя. Давай начнём помогать друг другу, и Бог поможет нам". Роман действительно изменился. Настя чувствует себя по-настоящему любимой и учится нежности у мужа. А откуда у него столько её, она не знает.
Чтобы дать более исчерпывающий ответ на наши вопросы о браке - или, точнее: о значении тела - мы не можем остановиться только на том, что Христос ответил фарисеям, ссылаясь на «начало" (Мф 19, 3 ссж Мк 10, 2 сс). Мы также рассмотрим два других утверждения: первое, Нагорная Проповедь, о возможностях человеческого сердца по отношению к похоти тела: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». (Мф 5, 27-28), а второе - то, в котором Иисус относится к будущему воскресению (Мф 22,24-30; Мк 12,18-27; Лк 20,27-36), и которое будет рассмотрено в части III.
12. Прелюбодеяние в сердце
Следующее утверждение Христа в нагорной Проповеди содержит второе высказывание, значение которого является ключевым для теологии тела: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5, 27-28). В этом отрывке Иисус Христос проводит фундаментальный обзор того, как понимать и выполнять шестую заповедь Древнего Завета: «не прелюбодействуй» (Мф 5, 27-32).
Дело в исполнении соответствующем полному смыслу закона, согласно словам Иисуса: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (МФ 5, 17). Только это исполнение создаёт эту праведность, которую желал Бог. Христос Господь предупреждает о том, чтобы не давать такую человеческую интерпретацию всему закону и всем особым заповедям, которые он содержит, в той мере, в какой она (интерпретация) не создаёт праведности, желаемой Богом: "Если ваша праведность не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, вы не войдете в Царство Небесное" (Мф 5,20)., <24,1> и говорит при этом: «кто сотворит и научит [заповедям], тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф 5, 19).
Речь идет о том, чтобы подчеркнуть измерение внутреннего действия, к которому относятся слова «не прелюбодействуй». Их видимое выражение находится в «акте тела», но моральная ценность связана с процессом, который дается внутри человека. Слова Христа имеют явное антропологическое содержание, поскольку своим этическим содержанием они затрагивают те вечные значения, посредством которых образуется «правильная» антропология.
Прелюбодеяние, о котором прямо говорится в указанной заповеди, означает нарушение единства, посредством которого мужчина и женщина, только будучи супругами, могут быть настолько тесно связаны, что они становятся «одной плотью» (Быт 2, 24), поэтому из этого следует, что такой взгляд с вожделением, обращенный к собственной жене, не является прелюбодеянием «в сердце.
Если супружеский акт, как внешнее действие, в котором «двое становятся одной плотью», дозволен в отношениях между супругами, аналогично соответствует этике внутренний акт в тех же отношениях. <24,4. К затронутому здесь вопросу о том, разрешено ли мужчине смотреть похотливо на собственную жену, Иоанн Павел II вернулся в катехезах 1. и 8 октября 1980 года (катехезы 42 и 43), где он, наконец, дал отрицательный ответ, превосходящий чисто юридическую аргументацию – примечание редактора>
Универсальность Евангелия заключается в том, что она совсем не является обобщением. В изложении Христа, которое мы сейчас анализируем, человек любой эпохи и из любой местности чувствует себя призванным: потому что именно Христос обращается к человеческому «сердцу», которое не может быть субъектом какого бы то ни было обобщения, потому что в «сердце» каждый выделяется еще более индивидуально, чем по имени; характеризуется единственным и неповторимым образом, по своей природе «изнутри». <34,4>
Для размышления: какова важность моих мыслей и что их питает? Какое влияние оказывают мои мысли на мое действие и мое действие на мои мысли?
Роман и Настя никогда не забудут ту ночь. Это было примерно через 2-3 года два-три года после их свадьбы. И раньше также случалось, что Роман заставлял её вступать в сношения, хотя у неё совсем не было желания. Но в ту ночь он взял её силой, хотя она пыталась сопротивляться. Потом долго лежали молча. Первым заговорил Роман: "Думаешь, сможешь простить меня?”. Настя молчала. "Я последняя свинья, я знаю. Ужасно, что со мной творит похоть. Прости меня, пожалуйста". Настя ответила: "Мы давно должны были поговорить об этом. Мои потребности не так велики, как твои. Иногда я ничего не чувствую, а иногда мне даже больно. Я пыталась как-то сигнализировать тебе об этом. Надо было говорить открыто". "Настенька, я изменюсь, обещаю. Только прости меня". Настя снова промолчала. Она не верила, что он может измениться. Думала, мужчины такие. Ей просто хотелось плакать. Но вдруг она почувствовала, что не может оставить это так. Всё их будущее зависит от того, что она сейчас скажет. "Ромка, Я прощаю тебя, я люблю тебя. Давай начнём помогать друг другу, и Бог поможет нам". Роман действительно изменился. Настя чувствует себя по-настоящему любимой и учится нежности у мужа. А откуда у него столько её, она не знает.