– Расскажите немного о себе – где и как Вы учились?
– Я – священник католической церкви в России, в настоящий момент являюсь ректором Межьепархиальной Католической Высшей Духовной Семинарии в Санкт-Петербурге, там где она и была до ее закрытия в 1918 году. Мы связываем свою историю, хотя сейчас мы живем в другой стране, в другой Церкви, с другими географическими границами государства и Церкви. Но тем не менее, мы чувствуем преемственность с той семинарией, которая была в Санкт-Петербурге до революции, и гордимся ею. Почему нам это так важно и ценно? Потому что семинария до 1918 года выпустила около 1000 священнослужителей и почти все они пострадали во время гонений за веру. Многие напрямую отдали жизнь за Христа по свидетельству о своей вере: были замучены в лагерях, сосланы или высланы из страны. Поэтому мы чувствуем поддержку этих мучеников, свидетелей веры и гордимся этой историей. Теперь это – другая семинария, другие епархии, другое положение Церкви сегодня. Провидением Божьим в 1995 году все здание семинарии в Санкт-Петербурге было возвращено нашим государством. Огромная благодарность за это. Это знак нового времени. Я поступил в духовную семинарию в 1994 году и в юбилейном 2000 году ее окончил и был рукоположен в священники. Служил в приходах нашей епархии, затем проходил обучение и приобретал научные степени в городе Риме, в Папском Латеранском Университете. После чего я вернулся в духовную семинарию в качестве префекта, духовного отца, вице-ректора. В последние пять лет являюсь ректором семинарии.
– Скажите как Вы пришли к тому, что пойдете учиться в семинарию? Как поняли, в чем Ваше предназначение? Это произошло сразу или постепенно, медленно или вдруг, как озарение, как Божье откровение?
– Конечно, в моем случае, это произошло постепенно. Постепенно я обрел эту веру, воцерковление, когда появились первые священники в Калининграде и Калининградской области в 1991 году. До этого я посещал моих родственников и крестную маму в Польше. Благодаря им и моим родителям я был крещен в советское время в Беларуси. Там каким-то чудом оказался открыт храм и был католический священник. Для 1975 года это было невероятное событие. Это было невозможно в Советском Союзе. Это было и чудо, и знак Божьей воли. Когда в сознательном подростковом возрасте я задумывался, как и многие люди, о жизни, о цели, о смысле, я как-то нашел свидетельства других верующих молодых людей. И постепенно сам начал обретать дар веры. И, конечно, с этим обретением веры, в этой жизни с Богом, общении с Ним, я начал задумываться о своем призвании. Меня стали посещать мысли о служении. Примером для меня послужили священники, которых я встречал на своем пути. И здесь необходимо остановиться на роли о. Ежи Стецкевича. Они с о. Анупрасом были первыми священниками на Калининградской земле, это вдохновляло и вызывало интерес. Ведь призвание созревает, растет и складывается из многих факторов опыта жизни человека, которые он прочитывает в вере в каких-то знаках от Бога, Его действиях как положительных, так и негативных. Соответственно, это все постепенно складывалось у меня в одну мозаику – как убеждение и осознание такого призыва – Бог внутри нас действует, работает. И я осмелился обратиться к о. Ежи с вопросом, хоть для меня это было новым и невероятным: ведь я к тому времени учился в музыкальном колледже на эстрадно-джазовом отделении по классу саксафона. Я спросил у него: как он думает – если я выберу такой путь? О. Ежи очень обрадовался, и с того момента уже не отпускал этой мысли. Он очень много помогал мне. 90-е годы – это было прекрасное время, когда люди с огромным энтузиазмом приходили и возвращались в Церковь. Священники ездили по области, искали верующих католиков, регистрировали новые приходы, организовывали различные мероприятия. Они не совсем хорошо говорили по-русски, но их вера и энтузиазм заражали, я окунулся во все это: для подростка это было приключением, вносило абсолютную новизну в мою жизнь – встреча с Богом, живая вера, искренняя молитва. Бог действовал во всех нас. После тяжелых и мрачных времен появились новые горизонты, которые открывает человеку вера в Бога. Эта новая жизнь захватила и поглотила меня. И я чувствовал себя счастливым и радостным! И сделал окончательный выбор. Как раз в 1993 году была вновь основана духовная семинария. Вначале предполагалось обучение в Польше, в Ольштыне. Но когда семинария открылась в Москве, епископ Кондрусевич принял решение об обучении всех в Москве и преподавании на русском языке.
– Учиться было интересно? Что Вас привлекало больше всего?
– Невероятно! Ведь учеба не является простым накоплением знаний и передачей сухой информации. Учеба – это не энциклопедическое заучивание. Подчеркну важность очного преподавания. Преподаватель – это наставник, личность, образец для подражания, и он передает не только знания и личностные качества. Учитель в любые времена и века был особенным. Эту ценность не хотелось бы потерять. Если говорить о предметах изучения – с богословием и философией я встретился впервые, в школе мы такое не проходили. Богословский цикл учения церкви обязательно включает в себя философию. Для семинаристов это представляло определенные трудности. 2 года изучения философии и 3 года богословия были трудными, но захватывающими.
– Как складывались Ваши отношения с неверующими людьми?
– Неверующие люди – это спорный вопрос, их практически нет. Человек сам по себе религиозен, он рождается с готовностью к вере (лат. religare), которая проявляется в разные периоды жизни в разных формах. Часто бывая за границей, я поражаюсь – насколько религиозны наши люди и с каким уважением они относятся к вере и к Церкви. Это всегда мне помогало: люди с уважением и интересом относились к моему выбору, равнодушных не было.
– Вы уже всем сердцем полюбили Санкт-Петербург или скучаете по Калининграду и приходу?
– Безусловно, я полюбил Санкт-Петербург. Когда священник отдает себя Богу, он становится человеком Мира.
– Что для Вас предпочтительнее – преподавание или администрирование?
– Конечно, преподавание. Я преподаю богословские науки. Администрирование – это необходимость. Духовная семинария – это не только обучение ребят, но и глубокий воспитательный процесс: надо помочь семинаристам разобраться в себе, укреплять их связь со Христом, поддерживать дружеские отношения между собой. Это и есть цель семинарии как организма.
– Вы можете отметить кого-либо из семинаристов особенного?
– Они все особенные, каждый имеет свою ценность.
– Как вы проводите свободное время? Ваше хобби?
– (о. Константин смеется) Все, чем я занимаюсь, – это по свободе, это свободное время! Все, что делаю, – это для души! Мы живем в культурной столице все вместе и посещаем музеи, выставки, концерты. Я сам люблю музыку, люблю петь, заниматься спортом.
– Вы удовлетворены тем, что есть сейчас? Вы себя полностью реализовали?
– У нас – все впереди.
– Вы счастливы?
– Конечно! Жизнь – дорога долгая, все в руках Бога. Но что он нам дает, стараемся принимать.
– Ваш любимый святой?
– Не могу выделить кого-либо конкретно – они все наши друзья. Удивительно то, что это конкретные люди, которые жили в конкретных обстоятельствах, и встреча с Богом изменила их. Я узнаю Бога через людей. Не все люди, которых мы встречаем, канонизированы, но в них во всех являет себя Бог. Посмотрите на о. Ежи в Калининграде, ведь каждый человек может вспомнить, что связано с ним. И это вело в Церковь и к Богу невероятно! В чем его заслуга? Он отдал себя Богу, и через него и благодаря ему Бог позволил сделать так много – возродить католичество через многие годы. Это было огромным счастьем для людей – обрести веру.
– Есть ли человек, которого Вы уже сейчас считаете святым?