В послании к Галатам (5,16-17) Св. Павел подчеркивает напряженность, которая существует внутри человека, между «плотью» и «Духом» (с большой буквы, то есть, Святым Духом): «Я говорю: поступайте по Духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,ибо плоть желает противного Духу, а Дух - противного плоти...». Когда Святой Павел говорит «плоть», он указывает не только на «внешнего» человека, но также человека, "внутренне" подчиненного "миру", <51,1> человека тройного вожделения. Напротив, именно в "жизни по Духу" живется той чистотой сердца, о которой говорил Христос в Нагорной Проповеди.
Мы находим в Послании к Римлянам ту же оппозицию жизни "по плоти" жизни "по Духу" <51,3> (Рим 8,5-10). Затем Павел представляет окончательную победу над грехом и над смертью, знаком и возвещением которой является воскресение Христа: "Воздвигший из мёртвых Христа Иисуса оживотворит и смертные тела ваши Духом Своим, живущим в вас" (Рим 8,11). Павел подчеркивает "оправдание во Христе, уже предназначенное историческому человеку". <51,4>Это» оправдание " верой, то есть искуплением, совершенным Самим Христом, работает внутри человека через Святого Духа и, по словам Святого Павла, оно есть подлинная сила, которая действует в человеке и проявляет себя и утверждается в действиях. <51,4>Искупление, совершенное Христом - это то, что Павел также называет «искуплением тела». В сердце и в поведении человека искупление Христа плодотворно благодаря тем силам Духа, которые осуществляют «оправдание», то есть, которые действительно делают справедливость «изобилующей» в человеке, как это привито в Нагорной Проповеди Мф 5,20, то есть изобилующей в той степени, которую сам Бог хотел и на которую он надеется.
В другом месте Поспания к Галатам Павел говорит: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное...»(5, 19-21). «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание... (5, 22-23).<51,5> Отметим, что в перечень плодов Духа апостол включает воздержание, которое подразумевает «овладение собой».
Знаменательно, что Павел, говоря о "делах плоти" (Гал 5,11-21), упоминает не только "блуд, нечистоту, распутство, пьянство, переедание", то есть всё то, что, согласно объективному способу понимания, имеет характер "грехов плоти" и сексуального наслаждения, связанного с плотью, но называет также другие грехи, которым мы не были бы склонны приписывать "плотский" и "чувственный" характер: "идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, ревность, вспышки гнева, распри, разлады..." (Гал 5,20-21). Согласно нашим антропологическим и этическим категориям, мы были бы склонны скорее назвать все перечисленные здесь "дела" "скорее грехами человеческого духа, чем грехами плоти". Не без основания мы могли бы увидеть в них скорее результаты "похоти очей" или "гордости житейской", которые не являются результатами "похоти плоти". Между тем Павел считает их все "делами плоти". Это понимается только в рамках этого более широкого значения (в некотором метонимическом смысле), которое принимает в посланиях Павла термин "плоть", противопоставленная не только и не столько человеческому "духу", но Духу Святому, который работает в душе (в духе) человека. <52,2>Все грехи есть выражение «жизни по плоти», которая противопоставляется "жизни по духу". Как и в первом случае мы сталкиваемся с человеком, брошенным в похоти, во втором встречаем то, что называем этосом искупления. В доктрине Павла жизнь "по плоти" и жизнь "по Духу»находят также поле, обширное и разнообразное, чтобы выражаться в действии.<51,5> Жизнь по духу достигается благодаря силе Духа Святого, который, действуя внутри человеческого духа, делает так, что его желания приносят добрые плоды. Они являются таким образом не только - и не настолько - "делами" человека, сколько "плодом", то есть результатом действия Духа в человеке.<51,6>
Задумайтесь: в нашей повседневной жизни, можем ли мы определить, когда мы действуем по плоти и когда по Духу?
Это cлучилось в девяностых. Роман много путешествовал по делам. Бывало, в провинции, он останавливался в не очень приличных отелях, потому что приличных просто не было. Да и на этот раз, в городе Н., название „Отель…” не совсем соответствовало месту, где он оказался. В 11 часов ночи кто-то постучал в дверь. "Кто?" Как он и ожидал, ответом был вопрос: "вам нужна компания?”. Роману что-то подсказало в голове открыть дверь. Любопытство? За дверью стоял толстый парень в кожаной куртке, а за ним молодая девушка, вызывающе одетая и накрашенная. И сильно испуганная. Роман долго смотрел на неё, потом впустил её, а сам остался за дверью. "Сколько?"- спросил. И предупредил ответ: "сколько за неё, вместе с её документом?”. Парень долго мерил его взглядом. Очевидно, он думал, что Роман тоже из этого бизнеса и хочет выкупить товар. "Интересно, на сколько он меня оценивает", - пронеслось у Романа через голову. Сумма была высокая, надлежало поторговаться. Роман рискнул назвать половину, парень согласился. "Я схожу за документом", - сказал он, „но утром вы должны исчезнуть”. Когда он вернулся, они сторговались. Роман вошел в комнату, девушка сидела раздетая на краю кровати. "Одевайся", - сказал он. "Сколько тебе лет?”; „Восемнадцать”. Врёт, подумал он. Заглянул в бумаги: шестнадцать. Она, заметив в его руке свой паспорт, видимо догадалась, что меняет владельца. "Мы немедленно уезжаем, одевайся, я сказал! И умой лицо!”. Поезд уходил через полчаса, успели. Они были одни в купе. Пока они разговаривали, девушка долго не могла понять, что произошло. Поняв наконец это, она начала нервно всхлипывать, а потом стала целовать его руки. Он с усилием отодвинул её. Прошло много времени, прежде чем он узнал, откуда она и есть ли у неё дом. У неё была мачеха и младшие братья и сестры. "Как Соня Мармеладова", - подумал он. "Мачеха знает?"; "Догадывается". На следующий день прибыли на место. Уезжая, Роман оставил мачехе немного денег. "Молитесь за меня", - попросил. Мысленно воскликнул: "Иисус, сын Давидов, помилуй меня, грешника”.