Аналогия головы и тела указывает на то, что Церковь, образована Христом; в её существенной части именно Христос учреждает её как тело голову. <91,1>Параллельно автор говорит так, как если бы в браке также муж был главой его жены, а жена - телом мужа, как если бы супруги образовывали также органический союз. Основание этого можно найти в Быт 2,24, где идёт речь об "одной плоти". <91,2>Автор прибегает к двойной аналогии: голова-тело, муж-жена, для того, чтобы установить с ясностью природу союза между Христом и Церковью. <91,2>Аналогия "голова-тело" является причиной того, что мы находимся в присутствии двух различных субъектов, которые, в силу некоторого отношения взаимности, становятся в каком-то смысле одним субъектом<91,3>, не теряя своей индивидуальности. Христос является субъектом, отличным от Церкви, но в силу особенной связи Он соединяется с нею. <91,3> Муж должен любить свою жену как свое тело: тело женщины не является собственным телом мужа, но он должен любить его как свое тело из-за единства, которое существует между ними. Любовь не только соединяет два субъекта, но она им позволяет также взаимно проникнуть друг в друга, взаимно принадлежа духовно друг другу до такой степени, что автор послания может утверждать: "Любить свою жену, не значит ли это любить самого себя?" (Еф 5,28).<92,7>
Хотя супруги должны "подчиняться друг другу в страхе Христовом" (это уже было выявлено в первом стихе процитированного текста: Еф 5,21), затем, однако,именно муж есть тот, кто любит, а жена - та, кого любят. Можно было бы даже рискнуть высказать идею, что подчинение жены мужу, подразумеваемое в контексте Еф 5,22-33, значило бы испытывать любовь. Тем более, что это подчинение ссылается на образ подчинения Церкви Христу, который состоит несомненно в том, чтобы испытывать Его любовь. Как Супруга, будучи объектом искупительной любви Христа-Супруга, Церковь становится Его телом. Жена, будучи объектом супружеской любви мужа, становится единой плотью с ним: в каком-то смысле, его собственным телом. Автор ещё раз выскажет эту идею в последней фразе проанализированного отрывка: "Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя" (Еф 5,33).<92,6>
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна». <91,5>(Еф 5, 25-27). Автор Послания к Ефесянам говорит о любви Христа по отношению к Церкви, объясняя как выражается любовь, и представляя одновременно либо эту любовь, либо её выражения, как модели, которым муж должен следовать по отношению к его жене. Любовь Христа по отношению к Церкви имеет главным образом целью её освящение: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её» (Еф5,25-26). В основе этого освящения находится крещение, первый и существенный плод дара Самого Себя, который Христос сделал для Церкви. В этом тексте крещение не названо его собственным именем, оно определено как «очищение банею водною посредством слова (сопровождаемая словом)» (Еф 5,26). <91,6> Как таинство крещения, «баня водная, которую сопровождает слово» (Еф 5,26), делает из Церкви супругу не только in actu primo, но также в более далёкой перспективе, то есть в перспективе эсхатологической. <91,8>Но крещение есть только начало, откуда должна будет появиться, но только с последним пришествием Христа - парусией - фигура славной Церкви (как это мы читаем в тексте), как окончательный плод искупительной брачной любви. <91,8>Тот, кто принимает крещение, в силу искупительной любви Христа, вклюсает себя, в то же время, в Его брачную любовь к Церкви.
Знаменательно, что образ сияющей Церкви будет представлен в процитированном тексте, как образ супруги, красивой в её теле. Конечно, речь идёт о метафоре; но она очень красноречива и указывает, насколько глубоко воздействие значения тела в аналогии супружеской любви. Сияющая Церковь - та, у которой нет ни пятна, ни морщины. В метафорическом смысле то и другое выражение указывают на моральные дефекты, на грех.<92,2>
Задумайтесь: имеет ли любовь к моему супругу, подобно любви Христа к Церкви, цель его освящения?
Марк и Хана вместе ходили в школу, и уже тогда она ему нравилась. Он никогда не решился сказать ей об этом, стеснялся. Она же, напротив, умела вести себя вызывающе. Их разделяло многое: он — из традиционной католической семьи, она — еврейка. После окончания школы они потеряли связь. Марк с сожалением слышал о ней плохое — говорили, что она ведёт себя как блудница. Много лет спустя они встретились. В воскресенье на мессе священник читал проповедь о Марии Магдалине, о том, как Иисус простил ее. Марк, оглянувшись, заметил в заднем ряду Хану. После службы он подошёл и пригласил её в кондитерскую. В её глазах он заметил страдание, но не стал расспрашивать. Она сама спросила, простит ли её Иисус, как простил Марию? В ответ Марк произнёс ей как бы вторую проповедь. «А ты бы простил меня, если бы я была твоей женой?» «Да». «Тогда женись на мне!». Это было три года назад. Да, они женаты, уже два года. Казалось бы, все хорошо, но Марк по-прежнему видит в глазах Ханы то же страдание, что и тогда. Он пытался поговорить с ней об этом, но не получалось. Он рассказал обо всем другу. Тот пригласил их обоих в христианскую общину. Они пошли, Марку не понравилось, но Хане так и хотелось ходить дальше. Это удивило Марка, потому что Хана была некрещёной и раньше не ходила с ним в церковь. В конце концов Хана стала посещать общину самостоятельно. Через несколько месяцев Хана сказала, что разговаривала со священником по имени Витек, который окормляет общину.Он многое ей объяснил, и она хочет креститься. Витек просит встретиться и с ним, Марком. Марк пошёл. Витек обо всем знал, и про проповедь о Марии Магдалине, и про встречу в кондитерской. И как будто читал мысли Марка. "Итак, ты вступил в этот брак с убеждением, что не осуждаешь Хану, что все ей прощаешь и что это её исцелит, так?». «Да». «То есть ты хотел быть похожим на Христа?». «Ну... вроде того». «Ты знаешь, в чем твоя ошибка?». «В чем?». "Ты чувствуешь себя нравственно лучше неё. Ты бы никогда не совершил всех этих грехов, как она, правда?". Марк молчал. «А я говорю тебе, что это ты жалок, мерзок, лицемерен. Ты — карикатура на христианина». Марк ушёл, хлопнув дверью. Но через неделю он вместе с Ханой пошёл в общину.
Хотя супруги должны "подчиняться друг другу в страхе Христовом" (это уже было выявлено в первом стихе процитированного текста: Еф 5,21), затем, однако,именно муж есть тот, кто любит, а жена - та, кого любят. Можно было бы даже рискнуть высказать идею, что подчинение жены мужу, подразумеваемое в контексте Еф 5,22-33, значило бы испытывать любовь. Тем более, что это подчинение ссылается на образ подчинения Церкви Христу, который состоит несомненно в том, чтобы испытывать Его любовь. Как Супруга, будучи объектом искупительной любви Христа-Супруга, Церковь становится Его телом. Жена, будучи объектом супружеской любви мужа, становится единой плотью с ним: в каком-то смысле, его собственным телом. Автор ещё раз выскажет эту идею в последней фразе проанализированного отрывка: "Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя" (Еф 5,33).<92,6>
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна». <91,5>(Еф 5, 25-27). Автор Послания к Ефесянам говорит о любви Христа по отношению к Церкви, объясняя как выражается любовь, и представляя одновременно либо эту любовь, либо её выражения, как модели, которым муж должен следовать по отношению к его жене. Любовь Христа по отношению к Церкви имеет главным образом целью её освящение: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её» (Еф5,25-26). В основе этого освящения находится крещение, первый и существенный плод дара Самого Себя, который Христос сделал для Церкви. В этом тексте крещение не названо его собственным именем, оно определено как «очищение банею водною посредством слова (сопровождаемая словом)» (Еф 5,26). <91,6> Как таинство крещения, «баня водная, которую сопровождает слово» (Еф 5,26), делает из Церкви супругу не только in actu primo, но также в более далёкой перспективе, то есть в перспективе эсхатологической. <91,8>Но крещение есть только начало, откуда должна будет появиться, но только с последним пришествием Христа - парусией - фигура славной Церкви (как это мы читаем в тексте), как окончательный плод искупительной брачной любви. <91,8>Тот, кто принимает крещение, в силу искупительной любви Христа, вклюсает себя, в то же время, в Его брачную любовь к Церкви.
Знаменательно, что образ сияющей Церкви будет представлен в процитированном тексте, как образ супруги, красивой в её теле. Конечно, речь идёт о метафоре; но она очень красноречива и указывает, насколько глубоко воздействие значения тела в аналогии супружеской любви. Сияющая Церковь - та, у которой нет ни пятна, ни морщины. В метафорическом смысле то и другое выражение указывают на моральные дефекты, на грех.<92,2>
Задумайтесь: имеет ли любовь к моему супругу, подобно любви Христа к Церкви, цель его освящения?
Марк и Хана вместе ходили в школу, и уже тогда она ему нравилась. Он никогда не решился сказать ей об этом, стеснялся. Она же, напротив, умела вести себя вызывающе. Их разделяло многое: он — из традиционной католической семьи, она — еврейка. После окончания школы они потеряли связь. Марк с сожалением слышал о ней плохое — говорили, что она ведёт себя как блудница. Много лет спустя они встретились. В воскресенье на мессе священник читал проповедь о Марии Магдалине, о том, как Иисус простил ее. Марк, оглянувшись, заметил в заднем ряду Хану. После службы он подошёл и пригласил её в кондитерскую. В её глазах он заметил страдание, но не стал расспрашивать. Она сама спросила, простит ли её Иисус, как простил Марию? В ответ Марк произнёс ей как бы вторую проповедь. «А ты бы простил меня, если бы я была твоей женой?» «Да». «Тогда женись на мне!». Это было три года назад. Да, они женаты, уже два года. Казалось бы, все хорошо, но Марк по-прежнему видит в глазах Ханы то же страдание, что и тогда. Он пытался поговорить с ней об этом, но не получалось. Он рассказал обо всем другу. Тот пригласил их обоих в христианскую общину. Они пошли, Марку не понравилось, но Хане так и хотелось ходить дальше. Это удивило Марка, потому что Хана была некрещёной и раньше не ходила с ним в церковь. В конце концов Хана стала посещать общину самостоятельно. Через несколько месяцев Хана сказала, что разговаривала со священником по имени Витек, который окормляет общину.Он многое ей объяснил, и она хочет креститься. Витек просит встретиться и с ним, Марком. Марк пошёл. Витек обо всем знал, и про проповедь о Марии Магдалине, и про встречу в кондитерской. И как будто читал мысли Марка. "Итак, ты вступил в этот брак с убеждением, что не осуждаешь Хану, что все ей прощаешь и что это её исцелит, так?». «Да». «То есть ты хотел быть похожим на Христа?». «Ну... вроде того». «Ты знаешь, в чем твоя ошибка?». «В чем?». "Ты чувствуешь себя нравственно лучше неё. Ты бы никогда не совершил всех этих грехов, как она, правда?". Марк молчал. «А я говорю тебе, что это ты жалок, мерзок, лицемерен. Ты — карикатура на христианина». Марк ушёл, хлопнув дверью. Но через неделю он вместе с Ханой пошёл в общину.