Новости

Катехезы. 42. Связь между Ветхим и Новым Заветом

42. Связь между Ветхим и Новым Заветом

Отрывок Еф 5,22-33 не появляется отдельно, но образует непрерывность; в некотором смысле, речь идет о продолжении возвещений Ветхого Завета, которые представляли, следуя той же аналогии, любовь Бога-Yahvé к народу-Израилю, который Он избрал. <94,6> В основе возвещений пророков по этому вопросу есть ясное убеждение, что любовь Yahvé к избранному народу может и должна быть сравненной с любовью, которая должна соединять супругов. <94,7>

В Исаии, Осии и Иезекииле Бог завета Yahvé представлен как Жених, а любовь, с которой Он соединяется с Израилем, может и должна отождествляться с любовью супругов в браке. <36,5> Если, с одной стороны, Исайя в своих текстах подчеркивает прежде всего любовь Яхве-Жениха, который при любых обстоятельствах идет навстречу Невесте, переступая через ее неверность, то с другой, тексты Осии и Иезекииля изобилуют сравнениями, которые разъясняют безобразие и нравственное зло прелюбодеяния, совершенного Невестой-Израилем. <36,6> Осия заботится о том, чтобы открыть нам, что предательство народа похоже на измену супругу, и даже больше, на прелюбодеяние как проституцию: «Иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа» (Ос 1,2). Со своей стороны, Яхве не перестает искать свою невесту, не устает ждать, когда она образумится и вернется, подтверждая это ожидание словами и действиями пророка: «И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать меня: «муж мой», и не будешь более звать меня «Ваали»… И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос 2:16, 19-20). <37,1> Бог Яхве по любви совершает союз с Израилем, без его заслуг - становится для него самым ласковым мужем и супругом. Во многих текстах Ветхого Завета моногамия появляется как единственная правильная аналогия монотеизма, понятого в категориях завета, т.е. верности и доверия единому истинному Богу-Яхве, Жениху Израиля. <37,4>

Возвращаясь к Исаии, в каком-то смысле он ведет нас в том же направлении, куда, много веков спустя, нас поведёт автор Послания к Ефесянам, который, основываясь на Искуплении, уже исполненном во Христе - откроет бесконечно более полно глубину этой тайны. <95,2> „Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании.... Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф - имя Его; и Искупитель твой - Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он”.<95,4> В этом тексте Сам Бог, со всем величием Творца и Господа творения, прямо называет себя «муж». Кроме того, Господь называет себя не только «творцом», но и «Искупителем». Таким образом, Святой Павел, написав потом письмо народу Божьему Нового Завета, не повторит: ”Твой супруг - твой творец“, но он укажет, каким образом искупитель открывает в то же самое время свою спасительную любовь, которая состоит в даровании самого себя для Церкви, как супружескую любовь, с которой он сочетается браком с Церковью и делает её своим собственным телом. <95,7>

В тексте Исаии, тайна, о которой говорим, едва намечена, как бы приоткрыта; напротив, в послании к Ефесянам, она полностью открыта (не прекращая быть тайной, это само собой разумеется). В послании к Ефесянам отчетливо различны вечное измерение тайны, поскольку она сокрыта в Боге («Отце Господа нашего Иисуса Христа»), и измерение её исторического осуществления согласно её измерению одновременно христологическому и экклезиологическому. Аналогия брака относится главным образом ко второму измерению. <95,7>

Задумайтесь: Что говорит мне о таинстве брака тот факт, что как в Ветхом, так и в Новом Завете аналогия брачной любви использовалась для выражения Божьей любви к человеку? Живу ли я любовью к своему супругу таким образом, чтобы она могла быть «сопоставима» с любовью Бога ко мне?

Януш познакомился с Викой, когда она была ещё студенткой актёрского училища. Он тогда был начинающим католическим писателем. Пока зарабатывал на жизнь репортажами в еженедельниках. В первые годы после свадьбы им было довольно трудно в материальном плане, хотя у них пока что не было детей. Но Вика набирала популярность, играла, правда, в сериалах второго сорта, но у неё был свой стиль, ну и она была очень красива. Януш не смотрел её фильмы. Он говорил, что любит её настоящую, а не ту, что на экране. Для неё же, наоборот, грань между игрой и жизнью будто постепенно стиралась. Первый роман у неё случился на пятом году их брака, они ещё жили вместе. Во второй раз она ушла. Януш услышал, что у неё будет ребенок. Третий роман был громким в бульварной прессе, Януш в супермаркете увидел её фотографию на обложке скандального журнала. Она по-прежнему носила его фамилию. Потом он узнал, что у неё есть ещё дочь от новых отношений. Он много работал, много молился, боролся с депрессией. Несколько его романов завоевали благосклонность читателей. В следующем романе, сам себя не понимая, он поместил Вику - она носила там имя Магда. Он рисовал её с горящим сердцем, в каком-то отчаянном порыве вдохновения. Роман назывался «Возлюбленная», имел успех. Януш купил дом в деревне, переехал. С депрессией становилось все хуже. Однажды вечером к его дому подъехала машина. Януш вышел на крыльцо. Из машины вышла Вика. С заднего сиденья выползли двое маленьких детей. "Это Петя и Маринка, они носят твою фамилию". "Они наши" - ответил он. "Я прочитала твою книгу". "Вика, ничего не говори. Есть Бог, просто есть Бог!”.