Новости

Катехезы. О. Адам Смольский. Часть 6

6. Супружеский акт

Единство, о котором говорит Быт 2,24 “и будут двое одна плоть", есть несомненно то, которое выражается и осуществляется в супружеском акте. Библейская формулировка, крайне лаконичная и простая, указывает на пол (секс), мужской и женский, как на ту характеристику человека - самца и самки - которая позволяет им, когда они становятся "одной плотью", одновременно подчинить всё своё человечество благословению плодовитости. Тем не менее, в целом контекст лаконичной формулировки, не позволяет нам остановиться на поверхности человеческой сексуальности, не позволяет нам рассматривать тело и пол вне полного измерения человека и "общения личностей"; но он обязывает нас, с самого "начала", обнаружить полноту и глубину, присущие этому единству, <10,2> которым мужчина и женщина должны стать в свете откровения тела.

Пол, который является «конститутивным для личности», показывает, насколько глубоко человек состоит из тела как «он» или «она». Мужчина и женщина, соединяясь друг с другом (в супружеском акте) столь тесным образом, что они образуют "одну плоть", вновь открывают, так сказать, каждый раз и совершенно особым образом, тайну творения и возвращаются таким образом к этому союзу в человечестве ("плоть от плоти моей и кость от костей моих"), который позволяет им узнать себя взаимно. <10,2> Факт, что они становятся "одной плотью", это - мощная связь, установленная Творцом. Но пол есть нечто большее, чем таинственная сила человеческой телесности, которая действует почти в силу инстинкта. На уровне человека пол выражает всегда новый переход границ одиночества человека, присущего строению его тела, и определяет этим первоначальное значение. Этот новый переход всегда содержит в себе некоторое принятие одиночества тела второго "эго" как своего собственного. <10,2>

Это единство, через которое они становятся одной плотью, имеет изначально характер союза, который вытекает из выбора. Мы читаем, действительно: "Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей". Если вследствие рождения, человеческое существо принадлежит "по природе " своему отцу и своей матери, то напротив оно "по выбору" соединяется со своей женой (или со своим мужем). Текст Быт 2,24 определяет этот характер супружеской связи, ссылаясь на первого мужчину и на первую женщину, но он делает это в то же самое время в перспективе всего земного будущего человека. Поэтому в своё время Христос апеллировал к этому тексту, как всегда актуальному в своей эпохе. <10,3>

Тело, которое, через его мужской или женский характер, изначально помогает одному и другой ("помощник, который был бы подобен ему") вновь обрести себя в общности личностей, становится совершенно особым образом конститутивным элементом их союза, когда они становятся мужем и женой. <10,3> Супружеский союз предполагает зрелое осознание тела и значения этого тела во взаимном пожертвовании. В любом союзе этого рода тайна творения возобновляется, некоторым образом, во всей своей первоначальной глубине и жизненной силе. "Взятая из мужчины" как "плоть от плоти его", женщина впоследствии становится, как супруга и по своему материнству, матерью живущих (Быт 3, 20). Рождение (зачатие) укоренено в творении и, в некотором смысле, оно воспроизводит каждый раз его тайну. <10,4>

Анализ который мы осуществляли до настоящего времени - доказывает как "с самого начала" это единство мужчины и женщины, присущее тайне творения, также было дано как обязательство для всех последующих времён. <10,5>

Для размышления: Что значит "не рассматривать тело и пол вне полного измерения человека и общения личностей?"

Артем и Ксения женаты много лет. Они приближаются к пятидесяти, но когда они наедине друг с другом, они ведут себя как подростки. Они действительно познакомились еще подростками, на первом курсе университета. До Ксении у Артема не было девушки, и у нее он тоже был первым. Свою девственность они принесли в дар друг другу. Они помнят ту ночь, как будто это было вчера. Прежде чем уснуть, они долго разговаривали. Артем раскрыл Ксении то, что было его самым большим секретом – что он приемный ребенок своих родителей, о чем они ему не рассказывали. Он обнаружил это случайно, когда делал себе паспорт. За молчанием родителей скрывается какая-то болезненная семейная история, и с тех пор и он ощущает эту боль. Ксения рассказала Артему о своем отце, которого она очень любит. Папа - алкоголик, устраивал дома сцены, избивал маму, приезжала полиция. Сейчас лучше, но она живет в страхе, что это плохое время вернется. Артем чувствовал, что может разделить этот страх своей будущей жены, что они могут нести его вместе. Он также почувствовал, что эта необъяснимая боль из-за его усыновления стала легче, что Ксения ее понимает и поможет ему жить с ней. Они уже были одним телом, и таким образом боль и радость одного становилась болью и радостью другого. И так до сих пор.