Новости

Катехезы. 48. Друг для друга и друг с другом

48. Друг для друга и друг с другом

Предыдущие размышления были посвящены представлению реальности благодати и завета таинства. Мы должны рассмотреть его сейчас под видом знака.

Сакраментальный брак - это публичный акт, посредством которого мужчина и женщина становятся перед церковным обществом мужем и женой, то есть нынешним субъектом призвания и супружеской жизни. "Я, N, беру тебя, N, в жёны; я, N, беру тебя, N, в мужья", "... я обещаю тебе быть всегда верным в счастии и в несчастии, в здравии и в болезни, любить и уважать тебя во все дни жизни моей". Этими словами новобрачные заключают брак и получают его в то же самое время как таинство, причём оба являются служителями этого таинства. <104,1> В качестве таинства брак заключается посредством слова, которое является сакраментальным знаком в соответствии с его содержанием: "Я беру тебя в жёны - в мужья - и обещаю быть тебе верным всегда, в счастии и в несчастии, в здравии и в болезни, и любить и уважать тебя во все дни моей жизни". Тем не менее, это сакраментальное слово есть в себе только знак заключения брака. И заключение брака отличается от его совершения до такой степени, что, в отсутствие этого совершения, брак ещё не состоялся в его полной реальности. <104,2> Слова "Я беру тебя в жёны - в мужья" могут совершиться только в супружеском акте. Эта реальность (супружеский акт) определена, впрочем, изначально установлением Творца: "оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть" (Быт 2,24). <104,2>

В качестве таинства Церкви, брак заключается благодаря словам его служителей, то есть новобрачных. Слова, которые означают и указывают, в интенциональном порядке, всё то, чем двое решили быть друг для друга и друг с другом. <104,3> Сакраментальный знак образуется в интенциональном порядке, когда он одновременно образован в реальном порядке. <104,3> Оба, как мужчина и женщина, будучи служителями таинства в момент заключения брака, образуют в то же самое время полный и реальный видимый знак самого таинства. <104,4> Структура сакраментального знака действительно, в своей сущности, осталась той же, что и в начале. В некотором смысле, она определена языком тела, как основанием брачного союза личностей. <104,4>

"Я беру тебя в жёны - в мужья" действительно несут в себе этот вечный язык тела каждый раз, единственный и невозможный для повторения. Личности - мужчина и женщина - становятся в них самих, даром одна для другой. Они становятся этим даром в своей мужественности и женственности, обнаруживая брачное значение тела и относя его взаимно к самим себе необратимым образом: в измерение всей жизни в целом. <104,5>

Совершение таинства состоит в этом: с соответствующими словами и в повторном чтении вечного языка тела, мужчина и женщина образуют, в момент заключения брака, знак, знак, невозможный для повторения, у которого есть также перспективный смысл: "Во все дни моей жизни", то есть до смерти. Это есть видимый и эффективный знак союза с Богом во Христе, то есть благодати, которая, в этом знаке, должна быть им дана в удел, как "особый дар".<104,6>

Если формулировать вопрос в категориях социо-юридических, то можно сказать, что супруги заключают супружеский договор со вполне определённым содержанием. Можно сказать кроме того, что вследствие этого договора они стали супругами, социально признанными и что таким образом семья оказалась также созданной в начатке как фундаментальная социальная ячейка. Однако, с точки зрения теологии таинства, ключ понимания брака не прекращает быть реальностью знака, которым брак оказывается созданным на базе союза человека с Богом во Христе и в Церкви. В качестве супругов, мужчина и женщина несут этот знак во всю их жизнь, и они остаются этим знаком до смерти. <104,7>

Задумайтесь: как должны действовать супруги, учитывая, что через Таинство брака они решили быть друг для друга и друг с другом?

Каролина и Анатолий познакомились благодаря лошадям, которые были страстью обоих. Когда они стали жить вместе, Каролине было всего 18 лет, Анатолию – 22. Каролина росла единственной дочерью. Её отец умер, когда она была ребёнком. Мама Каролины, Данута, после многих страданий в своей жизни, нашла в своей взрослеющей дочери новую надежду, что будущее принесёт счастливые моменты. Анатолий ей очень понравился, поначалу. Но когда они решили пожениться, Данута была полна опасений. Анатолий был незрелым, сосредоточенным на своих жизненных планах (он был программистом), некоммуникабельным. Он задирал нос, презирал людей. Пытался присвоить себе Каролину. Хотя её мама часто преувеличивала, Каролина видела, что в целом она права. Ну, когда она любила Анатолия первой горячей любовью своей жизни. У неё были сомнения? Да. Она пролила много скрытых слёз. Однажды они расстались всерьёз, но через несколько дней снова оказались в объятиях друг друга. Каролина училась на социологическом факультете, с перерывами — рождались дети. Данута старалась быть рядом, много помогала, хотя отношения с Анатолием оставались напряжёнными. Несмотря на то, что Анатолий сильно изменился. Он повзрослел, очень увлеченно занимался домом, Каролина чувствовала себя любимой и в безопасности. Прежде всего, они оба открыли веру. Благодаря паломничеству, на которое их пригласили друзья. Оба потом вспоминали этот момент как нечто чудесное, как будто Бог глубоко коснулся их сердец. Далее последовало их крещение, крещение детей и таинство брака. Данута, убеждённая атеистка, смотрела на все это со стороны. По-прежнему критически оценивала Анатолия и не скрывала этого от дочери. Однажды, после очередного разговора с мамой на эту тему, Каролина вернулась домой просто разбитая. Также и тем, что мама по-прежнему была права. Анатолий заметил, что что-то произошло. «Что случилось?»; «Я снова выслушала от мамы всё о тебе». «И что?». Анатолий был уверен, что жена его защищала. «Знаешь, мама одного не понимает — что я выбрала тебя».

2025-10-20 21:39