Новости

Катехезы. Часть 14. Господство над другим или самообладание

2024-12-01 09:49
14. Господство над другим или самообладание

Слова Книги Бытия 3, 16: «к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». свидетельствуют о том, как первоначальный супружеский союз людей будет деформирован в сердце человека похотью. Эти Божьи слова, в которых впервые мужчина определен как "муж", касаются не только момента союза мужчины и женщины, когда они оба соединяются так, чтобы стать одной плотью (Быт 2,24), но они относятся к широкому контексту отношений- даже косвенных - брачного союза в целом.<30,3> Эти слова, обращенные непосредственно к женщине, относятся и к мужчине.

Относительное выражение о «господствовании» (он будет господствовать над тобою»), которое использовано в Бытии 3, 16, не указывает ли на форму похоти, которую рассматривает первое письмо Иоанна 2,16: как «гордость житейскую»? Господство «над» другим не меняет ли существенно структуру общения в межличностных отношениях, делая человека объектом вожделения для глаз? Если глубоко проанализировать Быт 3,16, то можно сказать, что, в то время как с одной стороны "тело", созданное в единстве личностного субъекта, не прекращает стимулировать желание союза личностей, именно по причине мужественности и женственности ("влечение твое к мужу твоему"), с другой стороны и в то же самое время, похоть ориентирует эти желания по-своему; следующее выражение подтверждает это: « он будет господствовать над тобой». <31,3>.С того момента, как существует господство, общение личностей - состоящее в полном духовном единстве двух субъектов, отдающихся взаимно - сменяется иным взаимным отношением, то есть отношением владения другим.<31,3>.

С тех пор, как в человеке был установлен другой закон, «противоборствующий закону ума моего» (Рим 7, 23), существует опасность того, что «желание тела» проявляется сильнее, чем «желание ума». И именно эта есть истина о человеке, эта антропологическая составляющая, которую мы должны всегда учитывать, если хотим до глубины души понять воззвание Христа к человеческому сердцу в Нагорной Проповеди.

Как мы знаем вследствие анализа Быт 2,23-25, тело человека, в его первоначальной мужественности и женственности, согласно тайне творения, является не только источником плодовитости, то есть размножения, но оно имеет брачный характер "с начала": оно способно выражать любовь, через которую человек-личность становится даром, подтверждая таким образом глубокий смысл своей сущности и своего существования. Тело есть выражение духа и оно призвано, в самой тайне творения, к тому чтобы существовать в общении личностей "по образу Бога". <32,1> Но из-за похотливости женственность и мужественность, по-видимому, уже не являются выражением духа, стремящегося к общению личностей, а остаются лишь объектом притяжения, как и в некотором смысле то, что происходит между остальными живыми существами, которые, как и человек, получили благословение плодовитости (Быт 1).

Однако способность выражать любовь, которой человеческое существо, своей женственностью или своей мужественностью, становится даром для другого – в некоторой степени не прекратилась. "Сердце" стало местом битвы между любовью и похотью. Чем больше похоть господствует над сердцем, тем меньше оно испытывает брачное значение тела и тем меньше оно становится чувствительным к дару. <32,3>По сути, человек-это тот, кто «может полностью найти самого себя только через искреннюю самоотдачу» (GaudiumetSpes 24). Похоть затрагивает именно эту "искреннюю самоотдачу", в определённом смысле, "обезличивает" человека, делая его объектом "для другого".<32,4>

Похотливость несет с собой утрату внутренней свободы дара, с которой связан брачный смысл человеческого тела. Для того чтобы мужчины и женщины могли одарывать друг друга собою, необходимо, чтобы каждый из них обладал. С вожделением отношение дара превращается в отношение присвоения, в котором объект, которым я владею, приобретает для меня определенное значение, поскольку я располагаю и пользуюсь им, использую его. Похотливость сама по себе не соединяет, но завладевает.<32,6>

Божьи слова, обращенные к женщине в Быт 3, 16: «к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою», по-видимому, показывают, как отношения взаимного дара становятся отношениями взаимного присвоения. Если мужчина в отношениях с женщиной считает ее объектом присвоения, а не даром, он в то же время обрекает себя на присвоение, что, в свою очередь, означает исчезновение структуры общения между людьми.

Задумайтесь: как определить, преобладает ли в отношениях любовь или похотливость?

Надя и Борис знали друг друга меньше года, когда поженились. Они любили друг друга горячей, буйной любовью, которая не знает препятствий. Через два года у них родился сын Вася. Вскоре после этого начались проблемы. Борис был воспитан в семье и в культуре, где жена принадлежит мужу и муж имеет над нею неограниченную власть. Надя начала узнавать его новое лицо, которого раньше не знала. Он становился все более жестоким и безжалостным. После того, как он в третий раз ударил ее, она позвонила емуи сказала, что они с Васей в другом городе и чтобы он их не искал. Некоторое время он ругался, угрожал полицией, судом, но его посетил старший брат Нади и убедил его успокоиться. В последующие годы у Бориса были разные женщины, но он ни с кем прочно не связался. Надя тоже осталась одинокой. Она помнила о своей свадьбе и о том, как она тогда молилась. Ей было около 50 лет, когда они с Васей узнали, что Борис попал в аварию и парализован. Его ждала жизнь в коляске. Надя решила, что возвращается к мужу. Вася вспоминает о ее героической заботе об отце, который прожил еще всего шесть лет. Он видел своих родителей по-настоящему счастливыми. Он отмечает, как что-то важное, что они до конца спали в одной постели.