Новости

Катехезы. 35. Надежда на каждый день

35. Надежда на каждый день

По словам Павла, искупление тела является предметом надежды. Эта надежда была посеяна в сердце человека, в некотором смысле, сразу после первого греха. <86,2> Чтобы понять всё то, что включает в себя Искупление тела в Послании Павла к Римлянам, нужна аутентичная теология тела. Мы пытались строить её, исходя прежде всего из слов Христа. Конститутивные элементы теологии тела собраны в том, что говорит Христос, когда Он говорит о том, что было "вначале", чтобы ответить на вопрос, который задан Ему о нерасторжимости брака (Мф 19,8); также в том, что Он говорит о вожделении, говоря о человеческом сердце, в Нагорной проповеди (Мф 5,28), а также в том, что Он говорит по поводу воскресения (Мф 22,30). Каждый из этих отрывков заключает в себе великое богатство, как в антропологическом плане, так и на этическом уровне. Христос говорит к человеку, и Он говорит о человеке: о человеке, который является телом, и кто был создан мужчиной и женщиной по образу и по подобию Бога; Он говорит о человеке, чьё сердце подвержено вожделению, и также о человеке, перед которым открывается эсхатологическая перспектива воскресения тела.

Тело, согласно книге Бытия, выражает видимый аспект человека и его принадлежность видимому миру. Для святого Павла, тело выражает не только эту принадлежность, но и тот факт, что человек как бы чужд действию Духа Божия. Оба эти значения тела находятся в связи с Искуплением тела. <86,4>

Искупление тела проявляется не только в воскресении в качестве победы над смертью. Оно также присутствует в словах, которые Христос обращает к историческому человеку, либо, когда Он подтверждает принцип нерасторжимости брака, в качестве принципа, происходящего от самого Творца, либо когда - в Нагорной проповеди - Он приглашает победить вожделение вплоть до самых внутренних движений человеческого сердца. По поводу одного или другого из этих базовых утверждений, надо сказать, что они оба имеют отношение к человеческой морали, что у них есть этическое значение. Здесь, не идёт речь об эсхатологической надежде на воскресение, но о надежде победы над грехом, о том, что мы можем назвать ежедневной надеждой.<86,6>

Ежедневно, для своей жизни, человек должен черпать вдохновение и силу в тайне Искупления тела, чтобы побеждать зло, которое дремлет в нём в виде тройного вожделения. Мужчина и женщина, которые связаны в браке, должны возобновлять каждый день актуализацию нерасторжимого союза и согласия, который они заключили между собой. Но мужчина или женщина, которые добровольно выбрали воздержание ради Царства Небесного, должны также давать каждый день живое свидетельство их верности выбору, делая своими указания Христа в Евангелии и указания апостола Павла в первом Послании к Коринфянам. Во всяком случае, речь идёт о каждодневной надежде, которая помогает, в обычных задачах и затруднениях человеческой жизни, «побеждать зло добром» (Рим 12,21). <86,7>

Проникая в каждодневную жизнь через измерение человеческой морали, Искупление тела помогает, прежде всего, обнаруживать всё хорошее, что позволяет человеку одержать победу над грехом и над вожделением. Слова Христа, которые исходят из божественной глубины тайны Искупления, позволяют обнаружить и усилить связь, которая существует между достоинством человека (мужчины или женщины) и брачным измерением его тела. Они позволяют понять и актуализировать, на базе этого измерения, свободно созревший дар, который выражается с одной стороны в нерасторжимом браке, а с другой стороны в воздержании от брака ради Царства Божия. Через эти различные пути, Христос полностью открывает человека ему самому, и открывает ему возвышенность его предназначения. Это предназначение вписано в человека во всех аспектах его психического и физического состава, именно через тайну Искупления тела.

И всё то, что мы пытались сделать на протяжении этих размышлений для понимания слов Христа, находит своё окончательное основание в тайне Искупления тела.<86,8>

Задумайтесь: осознаю ли я каждый день, что Христос искупил меня и что это дает мне победу над грехом?

Войтек и Марта познакомились в университете, увлечение было взаимным, их пылкий роман длился три года, но закончился так же внезапно, как и начался. Войтек больше ни с кем не связывался. Со временем он вступил в христианскую общину, и там у него возникла мысль о священстве. Эта мысль созрела и привела его в семинарию. Когда приближалось рукоположение, кандидатам предложили попросить прощения у всех, кого они могли в чём-то обидеть в прошлом. Войтек вспомнил о Марте, разыскал её номер и они договорились о встрече. Он шёл полный страха, он боялся своей реакции на встречу с ней, вспоминал свои чувства, то, как они его порабощали. Марта оказалась еще прекраснее, чем он её помнил, ее красота была всепоглощающей. Он почувствовал, что готов отказаться от всего ради неё. Она заметила, что с ним происходит. Войтек коснулся её ладони, она резко отдёрнула руку. "Войтек, нет, у меня есть муж, я люблю его. Зачем мы встретились?». Войтек немного остыл, рассказал ей, что и как. "Ты извиняешься передо мной, да? Я не держу на тебя зла., больше на себя. Я многое поняла. Если бы не роман с тобой, я бы не смогла сейчас по-настоящему выбрать моего мужа. Я бы не поняла, что это нечто совсем другое. Бог, в которого ты веришь, может хорошо использовать и грех, не так ли?”. Войтек вспомнил, что много раз слышал это в семинарии. На следующий день он рассказал обо всем духовному отцу, ужасаясь самому себе. «Как я могу быть священником? Я действительно был готов пойти с ней, если бы она захотела». «Понимаешь, она уже сделала выбор, а ты, похоже, еще нет. Бог ждёт твоего выбора. Когда ты сделаешь его, Он поддержит его, а не ты. Каждый священник проходит через это, слава Богу, что ты уже сейчас. Мужайся Войтек».