Торжество Вознесения Господня всегда приходится в четверг на сороковой день после Воскресения Христова. Это один из великих Господских праздников. Церковь обязывает католиков всех обрядов в этот день участвовать в богослужении «там, где оно совершается по католическому обряду или в самый день праздника, или накануне вечером».
Праздничный день возвеличивает событие Вознесения Христова на небо и подчеркивает его значение для Помазанника и для нас. Святой Иоанн Златоустный в своей проповеди на Вознесение говорит: «Сегодня человеческий род совершенно примирен с Богом. Исчезла древняя борьба и вражда. Мы, которые были недостойны жить даже на земле, вознесены на небо. Сегодня становимся наследниками небесного царства, мы, не стоящие и земного, восходим на небо и наследуем престол Царя и Господа. А человеческая природа, от которой херувим защищал рай, возвышена теперь выше всякого херувима».
Согласно текстам Нового Завета, Вознесение Господне – день, когда Иисус Христос вознесся на Небо и сел «одесную Отца». Сын Божий явился своим ученикам в Иерусалиме и велел ждать пришествия Святого Духа. Он поднялся с учениками на гору Елеонскую, где последний раз благословил их и вознесся на небо.
В Священном Писании рассказывается, что на конец Иисус Христос сказал своим ученикам: «Мир вам!» – а затем дал последнее наставление: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их хранить все то, что Я повелел вам, и Я с вами во все дни до скончания века».
Свидетелями вознесения Мессии были Богородица и апостолы, о чем подробно рассказывается в Евангелиях от Марка и Луки и в Деяниях Святых Апостолов. О вознесении Иисуса Христа на небо евангелист Марк пишет: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк 16, 15-19).
Духовный смысл торжества
Вознесение Господа на небо означает полноту нашего спасения: искупление свершилось, когда Распятый и Воскресший Христос, вознесшийся как вечный Первосвященник, вошел со Своей кровью в небесное святилище (Евр 9, 12. 24-26). И ныне Христос, сидящий на престоле с Отцом, всегда заступается за нас, чтобы спасти тех, которые через Него приходят к Богу. Нам же надо всегда помнить, что настоящая жизнь наша есть на небесах со Христом (Флп 3, 20), согласно обетованию: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин 14, 2-3), потому что «если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим 2, 11-12).
То, что Иисус воссел одесную Отца, означает пришествие Царства Мессии.
Вознесением Своим Агнец Божий соединил небо и землю, мистическое тело Его – Церковь – находится на земле, но голова его – Христос – уже царит в небе. То, что Иисус воссел одесную Отца, означает пришествие Царства Мессии, осуществление видения пророка Даниила о Сыне Человеческом: «И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан 7, 14). С этих пор апостолы стали свидетелями «царства», которое «не разрушится никогда». И это свидетельство стало возможным, потому что в Себе Самом Иисус вознес человеческую природу на небо и тем подготовил человека к принятию Духа.
На земле же с вознесением Господа и в ожидании Его второго пришествия в славе завершается время «видения» и начинается время веры. «То, что есть в Спасителе нашем, ныне пребывает в таинствах» (св. Лев Великий, Слово 2 о Вознесении). Вознесенный на небо и прославленный Иисус, который исполнил Свою миссию до конца, остается на земле в Своей Церкви, которая является «зародышем и началом Царства Христова на земле» (Lumen Gentium 3, 5). Основав Церковь, Он дальнейшее ее устройство поручил апостолам при содействии Св. Духа, которого они должны были получить в великий день Святой Пятидесятницы.
Праздничный день возвеличивает событие Вознесения Христова на небо и подчеркивает его значение для Помазанника и для нас. Святой Иоанн Златоустный в своей проповеди на Вознесение говорит: «Сегодня человеческий род совершенно примирен с Богом. Исчезла древняя борьба и вражда. Мы, которые были недостойны жить даже на земле, вознесены на небо. Сегодня становимся наследниками небесного царства, мы, не стоящие и земного, восходим на небо и наследуем престол Царя и Господа. А человеческая природа, от которой херувим защищал рай, возвышена теперь выше всякого херувима».
Согласно текстам Нового Завета, Вознесение Господне – день, когда Иисус Христос вознесся на Небо и сел «одесную Отца». Сын Божий явился своим ученикам в Иерусалиме и велел ждать пришествия Святого Духа. Он поднялся с учениками на гору Елеонскую, где последний раз благословил их и вознесся на небо.
В Священном Писании рассказывается, что на конец Иисус Христос сказал своим ученикам: «Мир вам!» – а затем дал последнее наставление: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их хранить все то, что Я повелел вам, и Я с вами во все дни до скончания века».
Свидетелями вознесения Мессии были Богородица и апостолы, о чем подробно рассказывается в Евангелиях от Марка и Луки и в Деяниях Святых Апостолов. О вознесении Иисуса Христа на небо евангелист Марк пишет: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк 16, 15-19).
Духовный смысл торжества
Вознесение Господа на небо означает полноту нашего спасения: искупление свершилось, когда Распятый и Воскресший Христос, вознесшийся как вечный Первосвященник, вошел со Своей кровью в небесное святилище (Евр 9, 12. 24-26). И ныне Христос, сидящий на престоле с Отцом, всегда заступается за нас, чтобы спасти тех, которые через Него приходят к Богу. Нам же надо всегда помнить, что настоящая жизнь наша есть на небесах со Христом (Флп 3, 20), согласно обетованию: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин 14, 2-3), потому что «если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим 2, 11-12).
То, что Иисус воссел одесную Отца, означает пришествие Царства Мессии.
Вознесением Своим Агнец Божий соединил небо и землю, мистическое тело Его – Церковь – находится на земле, но голова его – Христос – уже царит в небе. То, что Иисус воссел одесную Отца, означает пришествие Царства Мессии, осуществление видения пророка Даниила о Сыне Человеческом: «И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан 7, 14). С этих пор апостолы стали свидетелями «царства», которое «не разрушится никогда». И это свидетельство стало возможным, потому что в Себе Самом Иисус вознес человеческую природу на небо и тем подготовил человека к принятию Духа.
На земле же с вознесением Господа и в ожидании Его второго пришествия в славе завершается время «видения» и начинается время веры. «То, что есть в Спасителе нашем, ныне пребывает в таинствах» (св. Лев Великий, Слово 2 о Вознесении). Вознесенный на небо и прославленный Иисус, который исполнил Свою миссию до конца, остается на земле в Своей Церкви, которая является «зародышем и началом Царства Христова на земле» (Lumen Gentium 3, 5). Основав Церковь, Он дальнейшее ее устройство поручил апостолам при содействии Св. Духа, которого они должны были получить в великий день Святой Пятидесятницы.