Новости

Катехезы. Часть 33. Сила искупления тела

33. Сила искупления тела

"Человек неженатый заботится о делах Господа, как угодить Господу" (1Кор 7,32),<83.6> в этом выражении «дела господа» означают следовательно во-первых Царство Христа, Его "Тело, которое есть Церковь" (Кол 1,18), и всё то, что способствует его росту. <83.8> Человек всегда старается угодить (нравиться) любимому человеку. В этом "угодить (нравиться) Богу" следовательно нет недостатка в том характере, который отличает межличностное отношение супругов. <84,1> «Угодить (понравиться)» Богу это синоним жизни в благодати Бога, выражающий позицию того, кто ведёт себя, следуя Его воле, для того, чтобы быть Ему угодным (чтобы Ему нравиться).<83.9> У святого Иоанна находим его один раз в словах Христа: "Я всегда делаю то, что Ему угодно (нравится)" (Ин 8,29). "Угодить Богу" понимается в Новом Завете как следование следам Христа.<83.9>

Выражение "угодить Богу" становится богословским синтезом святости.<83.9>Согласно библейской концепции, святость - меньше действие, чем состояние. В Ветхом Завете святость этоотделение от того, что не подвержено влиянию Бога, что является про-фанным (pro-fanum - лишённым святости), чтобы исключительно принадлежать Богу. То, что предложено Богу, должно характеризоваться моральной чистотой и следовательно предполагает поведение "без пятна или порока", но "святое и непорочное" согласно девственной модели, которую Церковь представляет Христу (Еф 5,27).<84,5>

На призыв к сдержанности «для Царства Небесного», сначала сами ученики, а затем вся живая традиция Церкви, вскоре обнаружили любовь, которая относится к Самому Христу, как Супругу Церкви, Супругу душ, которым Он отдался Сам до конца, в тайне своей Пасхи и Евхаристии.<79.9>Совершенная супружеская любовь должна быть характеризована такжеэтой верностью и этим даром единственному Супругу (и также верностью и даром Супруга единственной Супруге, на которых основаны религиозное исповедание и священническое безбрачие). В конечном итоге, природа той и другой любви является брачной, то есть она выражается полнотой самоотдачи. <78,4>Брачная любовь, которая находит своё выражение в воздержании для Небесного Царства, должна вести к отцовству или материнству в духовном смысле, к плодовитости Духа Святого, таким же образом, как супружеская любовь созревает в физических отцовстве и материнстве и, в них подлинно подтверждается как брачная любовь.<78,5>

Кто выбирает брак, должен выбрать его так, как он был учрежден Творцом «с самого начала», он должен искать в нем ценности, соответствующие Божьему замыслу; и если кто-то решает следовать воздержанию для Царства Небесного, он должен искать в нем ценности, характерные для этого призвания. Иными словами: он должен действовать в соответствии с выбранным призванием.<79,6> Тот, кто принимает решение по поводу воздержания для Небесного Царства, должен осуществить это решение, подчиняя своё грешное человечество силам, которые исходят из тайны Искупления тела. Он должен поступить, как любой другой человек, который не принимает этого решения и чьим путём остаётся брак. Отличается только род ответственности за выбранное благо, как отличается сам род выбранного добра.<77,4>

В то время как брак связан с образом этого мира, который проходит, и в то время как он навязывает, в некотором смысле, необходимость "замкнуться" в этой ветхости; воздержание от брака, напротив, освобождает от этой необходимости.<85,2>Павел скажет, что они "поступают хорошо", а о тех, кто расположены проживать добровольное воздержание, он скажет, что они "поступают лучше" (1 Кор 7,38).<77,5> Евангельское и подлинно христианское превосходство девственности, воздержания, продиктовано, в результате, его мотивацией Небесным царством. <77,6>

Дар, который получают люди, которые живут в браке, отличается от того, который получают люди, которые живут в девственности и выбирают воздержание для Царства Божия. Это есть не меньший дар Бога, особенный дар, предназначенный посвящённым людям, специфический дар, то есть приспособленный к их жизненному призванию. <84,8>В том и другом призвании, как мы говорим сегодня - действует дар, который каждый получает от Бога. То есть благодать, которая делает из тела "храм Святого Духа" и которая остается таковой как в девственности (или воздержании), так и в браке<85,4>, если человек остается верным своему дару и в соответствии со своим статусом не «позорит» этот «храм Святого Духа», которым является его тело.

Задумайтесь: осознаем ли мы ценность целомудрия наших священников, религиозных и вообще всех призванных к посвященной жизни? Какую роль мы играем в их верности призыву жить предварительно эсхатологической жизнью?

Юлия была красивой девушкой, в школе училась отлично, все её ценили и любили. Она чувствовала, что мир и жизнь открыты перед ней. Когда Юлии было двадцать, умерла её бабушка по материнской линии. У бабушки была старшая сестра Софья. Юлия никогда её не видела, потому что Софья ещё в юности уехала в другую страну и вступила там в монашеский орден. Бабушка много рассказывала о сестре, очень хотела навестить её, но всё откладывала и не успела. Юлия решила, что она это сделает. Монашеский дом оказался обычным таунхаусом в пригороде города, с небольшим садом. Софья приняла внучку в приёмной, у нее не было много времени, они беседовали через решетку. Юлия почувствовала, что должна спросить Софью о самом важном. Спросила: "Тётя, что самое главное в жизни?". Ответ был коротким: "Любовь". "Какая, тётя, какая?" "Большая". "А как ты её находишь?" Софья долго молчала, потом взяла Библию, которую имела с собой, немного перелистала страницы и прочитала: „Голос возлюбленного моего! вот, он идет, скачет по горам, прыгает по холмам. Друг мой похож на серну или на молодого оленя. Вот, он стоит у нас за стеною, заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку.Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!”. Юлия поняла, что тётя не может читать дальше, а она не может спрашивать дальше. Было очевидно, чьи эти слова. Они сердечно попрощались, Софья пообещала молиться за Юлию. Через год в жизни Юлии появился Симон, дело было серьёзно, они планировали свадьбу. За неделю до церемонии они получили известие о смерти Софьи, письмо и посылку на имя Юлии. Сестра-настоятельница писала, что Софья перед смертью просила передать Юлии своё единственное имущество. Это была Библия, та самая, из которой Софья читала, когда они виделись. С закладкой на Песне Песней. „Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди”. Юлия перечитывала эти слова снова, снова и снова. Она почувствовала, что ей становится жарко.