8. Свобода дара
Таинства это видимые признаки Божьей благодати. Человек становится самым первичным таинством, понимаемым как знак, который эффективно передает в видимом мире невидимую тайну, сокрытую в Боге от вечности. И это - тайна Правды и Любви, тайна божественной жизни, в которой человек реально принимает участие. Как видимый знак, таинство образуется с человеком как телом, способным сделать видимым то, что невидимо: духовное и божественное. <19.4>.
Человеческое тело с его полом, со своей мужественностью и своей женственностью, увиденное в самой тайне творения - не только источник плодовитости и размножения, как во всей природе, но оно включает в себя с самого "начала" "брачный" атрибут, то есть способность выражать любовь: именно ту любовь, в которой человек-личность становится даром и - через этот дар - осуществляет сам смысл своего "быть" и своего "существовать". <15.1>Сознание дара обусловливает в данном случае «таинство тела».
Понимание брачного смысла тела необходимо для того, чтобы знать то, чем является человек, и то, чем он должен быть и как формировать собственную деятельность. Это - вещь, существенная и значительная для будущего человеческого этоса <18,4>. Так сознающий значение своего собственного тела человек входит в мир как субъект правды и любви, <19,6> как субъект святости.
Бытие 2,24 констатирует, что оба, мужчина и женщина, были созданы для брака: "Поэтому оставит человек отца своего и мать свою, прилепится к жене своей и они станут одной плотью". Прежде чем стать мужем и женой (об этом будет говориться конкретно впоследствии, в Быт 4,1), мужчина и женщина возникают из тайны творения вначале и прежде всего как брат и сестра в том же человечестве. Понимание брачного значения тела в его мужественности и женственности открывает основу их свободы, которая является свободой дара. <18.5>
Мы понимаем здесь свободу как власть над собой. С этой точки зрения, она необходима для человека, чтобы он смог "отдать самого себя", чтобы он смог стать даром, чтобы (ссылаясь на слова Собора) он смог "полностью найти самого себя" через "искреннюю самоотдачу". <15,2> Именно эта свобода делает возможным «брачный смысл» тела, заключающийся в том, что мужчина принимает женщину "ради неё самой", такой, какой она была, со своей женственностью, образована в тайне образа Божия. Повествование Бытия 2, 25 позволяет нам сделать вывод, что человек, как мужчина и женщина, входит в мир, сознавая то, что означает его собственное тело, его мужественность и женственность. <15.3>
Брачный смысл тела, с одной стороны, указывает на особую способность выражать любовь, в которой человек становится даром; с другой - способность жить правдой, что каждый является, посредством тела, кем-то, кого Творец восхотел "ради него самого", то есть единственным, невозможным повториться: кем-то, избранным вечной Любовью.<15,4> Откровение и открытие брачного значения тела объясняют первоначальное счастье человека и, в то же самое время, открывают перспективу его земной истории <15,5>, в которой человек не преминет сообщать брачноое значение своему собственному телу. Даже если это значение подвергается и будет подвергаться многочисленным деформациям, оно всегда будет оставаться самым глубоким уровнем <15,5>. Осознание брачного смысла тела составляет фундаментальную составляющую человеческого существования в мире.
Невинность (то есть прямота намерения) в обмене даром будет состоять в таком взаимном "приятии" другого, которое соответствует самой сущности дара. Таким образом взаимное дарование создаёт общение личностей. <17,3> Каждый «дается "другому как неповторимый и неповторимый субъект, как «я», как личность. Противоположностью принятия другого человека в качестве дара было бы сведение другого к «объекту для меня», что свидетельствовало бы о внутреннем разрушении невинности во взаимном опыте.
Для размышления: как я должен действовать по отношению к своему телу, чтобы быть видимым знаком Бога в мире? Может ли дар, сделан другому в сексуальных отношениях, быть полным, если он не распространяется на другие сферы жизни? Могу ли я говорить о свободе дара, если у меня нет чистоты сердца и благонамеренности?
Лидия и Нина дружат с детства, но во взрослой жизни немного отдалились друг от друга. Да и живут они в разных городах: одна в Калининграде, а другая - под Владивостоком. Они увиделись спустя годы в Москве на съезде выпускников школы, которую они заканчивали. Они болтали весь вечер. Нина призналась в трудностях своего брака. Она сама журналистка, а муж лесник. Она вышла за него замуж по любви, но теперь не уверена, что все еще его любит. У них мало общего. У него в голове только деревья и животные, о которых он часами рассказывает. Живут они в маленьком лесном поселке, она работает через Интернет, чаще всего ночью, когда в Европе день. У нее есть чувство, что она тратит свою жизнь впустую. Она не винит своего мужа, скорее себя за то, что глупо выбрала. Лидия тоже рассказала свою историю. Они с мужем были в шаге от развода, он выпивал, у него не было постоянной работы, практически она содержала семью. Однажды он сказал ей „ Лидочка, ты святая, что терпишь меня, ты мне отдала все, всю себя”. Она подумала „ведь это неправда!”. Она не отдала себя ему, потому что все время думает, что заслужила бы лучшего, чем он. Для нее это был шок, который все в ней изменил. Сегодня она благословляет Бога за мужа, они влюблены как сумасшедшие. На обратном пути домой Нина тоже пережила шок. Она поняла, что с ней так же, как с Лидией. Она тоже считает, что заслуживает чего-то лучшего, чем ее муж. Когда он встретил ее в аэропорту, она бросилась ему на шею, как в их первые годы.
Таинства это видимые признаки Божьей благодати. Человек становится самым первичным таинством, понимаемым как знак, который эффективно передает в видимом мире невидимую тайну, сокрытую в Боге от вечности. И это - тайна Правды и Любви, тайна божественной жизни, в которой человек реально принимает участие. Как видимый знак, таинство образуется с человеком как телом, способным сделать видимым то, что невидимо: духовное и божественное. <19.4>.
Человеческое тело с его полом, со своей мужественностью и своей женственностью, увиденное в самой тайне творения - не только источник плодовитости и размножения, как во всей природе, но оно включает в себя с самого "начала" "брачный" атрибут, то есть способность выражать любовь: именно ту любовь, в которой человек-личность становится даром и - через этот дар - осуществляет сам смысл своего "быть" и своего "существовать". <15.1>Сознание дара обусловливает в данном случае «таинство тела».
Понимание брачного смысла тела необходимо для того, чтобы знать то, чем является человек, и то, чем он должен быть и как формировать собственную деятельность. Это - вещь, существенная и значительная для будущего человеческого этоса <18,4>. Так сознающий значение своего собственного тела человек входит в мир как субъект правды и любви, <19,6> как субъект святости.
Бытие 2,24 констатирует, что оба, мужчина и женщина, были созданы для брака: "Поэтому оставит человек отца своего и мать свою, прилепится к жене своей и они станут одной плотью". Прежде чем стать мужем и женой (об этом будет говориться конкретно впоследствии, в Быт 4,1), мужчина и женщина возникают из тайны творения вначале и прежде всего как брат и сестра в том же человечестве. Понимание брачного значения тела в его мужественности и женственности открывает основу их свободы, которая является свободой дара. <18.5>
Мы понимаем здесь свободу как власть над собой. С этой точки зрения, она необходима для человека, чтобы он смог "отдать самого себя", чтобы он смог стать даром, чтобы (ссылаясь на слова Собора) он смог "полностью найти самого себя" через "искреннюю самоотдачу". <15,2> Именно эта свобода делает возможным «брачный смысл» тела, заключающийся в том, что мужчина принимает женщину "ради неё самой", такой, какой она была, со своей женственностью, образована в тайне образа Божия. Повествование Бытия 2, 25 позволяет нам сделать вывод, что человек, как мужчина и женщина, входит в мир, сознавая то, что означает его собственное тело, его мужественность и женственность. <15.3>
Брачный смысл тела, с одной стороны, указывает на особую способность выражать любовь, в которой человек становится даром; с другой - способность жить правдой, что каждый является, посредством тела, кем-то, кого Творец восхотел "ради него самого", то есть единственным, невозможным повториться: кем-то, избранным вечной Любовью.<15,4> Откровение и открытие брачного значения тела объясняют первоначальное счастье человека и, в то же самое время, открывают перспективу его земной истории <15,5>, в которой человек не преминет сообщать брачноое значение своему собственному телу. Даже если это значение подвергается и будет подвергаться многочисленным деформациям, оно всегда будет оставаться самым глубоким уровнем <15,5>. Осознание брачного смысла тела составляет фундаментальную составляющую человеческого существования в мире.
Невинность (то есть прямота намерения) в обмене даром будет состоять в таком взаимном "приятии" другого, которое соответствует самой сущности дара. Таким образом взаимное дарование создаёт общение личностей. <17,3> Каждый «дается "другому как неповторимый и неповторимый субъект, как «я», как личность. Противоположностью принятия другого человека в качестве дара было бы сведение другого к «объекту для меня», что свидетельствовало бы о внутреннем разрушении невинности во взаимном опыте.
Для размышления: как я должен действовать по отношению к своему телу, чтобы быть видимым знаком Бога в мире? Может ли дар, сделан другому в сексуальных отношениях, быть полным, если он не распространяется на другие сферы жизни? Могу ли я говорить о свободе дара, если у меня нет чистоты сердца и благонамеренности?
Лидия и Нина дружат с детства, но во взрослой жизни немного отдалились друг от друга. Да и живут они в разных городах: одна в Калининграде, а другая - под Владивостоком. Они увиделись спустя годы в Москве на съезде выпускников школы, которую они заканчивали. Они болтали весь вечер. Нина призналась в трудностях своего брака. Она сама журналистка, а муж лесник. Она вышла за него замуж по любви, но теперь не уверена, что все еще его любит. У них мало общего. У него в голове только деревья и животные, о которых он часами рассказывает. Живут они в маленьком лесном поселке, она работает через Интернет, чаще всего ночью, когда в Европе день. У нее есть чувство, что она тратит свою жизнь впустую. Она не винит своего мужа, скорее себя за то, что глупо выбрала. Лидия тоже рассказала свою историю. Они с мужем были в шаге от развода, он выпивал, у него не было постоянной работы, практически она содержала семью. Однажды он сказал ей „ Лидочка, ты святая, что терпишь меня, ты мне отдала все, всю себя”. Она подумала „ведь это неправда!”. Она не отдала себя ему, потому что все время думает, что заслужила бы лучшего, чем он. Для нее это был шок, который все в ней изменил. Сегодня она благословляет Бога за мужа, они влюблены как сумасшедшие. На обратном пути домой Нина тоже пережила шок. Она поняла, что с ней так же, как с Лидией. Она тоже считает, что заслуживает чего-то лучшего, чем ее муж. Когда он встретил ее в аэропорту, она бросилась ему на шею, как в их первые годы.