Если и есть какая-то область, которая нуждается в духовном обновлении, несущем очистительную и освобождающую силу, то это сфера образования. Сколько людей проводят в ней всю свою жизнь или, по крайней мере, значительную ее часть как учителя, ученики или в обоих качествах. Одно из величайших бедствий нашего времени состоит в том, что миллионы молодых людей тратят часы, недели и годы на обучение, которое вызывает все большее внутреннее сопротивление. Они слушают лекции, пишут конспекты и рефераты, читают книги без всякой заинтересованности. Уже стало привычным, что учителям любого уровня – от начальной школы до университета – поют хвалу, если им удается завладеть вниманием учащихся и побудить их к работе. Практически каждый студент рассматривает свое образование как нескончаемый ряд обязательств, которые он должен выполнить. Нашему технократическому обществу удалось притупить естественное человеческое желание познавать новое, удалось убить в людях всякую любознательность.
Преподаватели высших учебных заведений даже не осознают нелепости положения, когда взрослые люди чувствуют, что «задолжали» им реферат не менее чем на двадцать страниц. Их не смущает, когда студенты, выбрав тему, затрагивающую серьезные вопросы жизни и смерти, интересуются главным образом тем, сколько и чего от них «требуется», чтобы сдать зачет. Вместо того чтобы посвятить время поиску смысла жизни и постигать ее ценность с помощью тех, кто до них прошел по этой стезе, большинство студентов «зарабатывают» оценки, баллы, степени и награды, охотно жертвуя ради них личностным ростом. Неудивительно, что в такой атмосфере возникает мощное внутреннее сопротивление обучению. Система образования, когда преподаватель становится для студентов скорее требовательным начальником, нежели наставником, ведущим по пути познания, в значительной степени подавляет подлинный интеллектуальный и духовный рост учащихся.
Беда нашего образования в том, что оно предлагает готовые ответы на вопросы, которые еще не родились. Такое впечатление, что жизненный опыт самих студентов не принимается в расчет как источник знаний и движущая сила развития личности. Бывает, что преподаватель говорит о любви и ненависти, о страхе и радости, о надежде и отчаянии, а студенты лишь автоматически записывают или от скуки глазеют в окно. Такое равнодушие объяснимо только тем, что у самих учащихся не было возможности осознать эти чувства в своей душе, поразмыслить над ними и позволить тем же вопросам родиться в их сердцах. Но в атмосфере настороженности и неприязни никому не захочется раскрываться, никто не осмелится признаться ни самому себе, ни окружающим, что самые волнующие вопросы остаются без ответов.
В первую очередь перед учителем стоит задача создать доверительную обстановку, в которой между ним и учеником возможны отношения без страха, где основным и наиболее ценным источником развития и становления будет обоюдный опыт. Подлинное учительство нуждается в доверии, когда тот, кто учит, и тот, кто учится, не стоят напротив друг друга, а вместе идут через тернии в поисках истины…
учительство предполагает создание такой обстановки, в которой могут родиться самые важные вопросы и могут быть найдены ответы
Обстановка, когда студентов, равно как и преподавателей, гложет страх непринятия, когда они охвачены сомнениями и неуверенностью в собственных силах, когда они воспринимают друг друга почти как врагов, лишает обучение всякого смысла. Кто же раскроет свои драгоценные таланты перед тем, кого он боится?
Но неужели гостеприимство все-таки возможно в классе или аудитории? Пробиться туда ему нелегко, поскольку и преподаватели, и студенты – выходцы из одной культуры: настойчивой, давящей, нацеленной на выжимание всех соков. В таком обществе личностный рост уступает место способности заработать не только учебные баллы, но и найти свое место под солнцем. Когда мерилом личности становится успешность, то в школах и университетах не остается ни места, ни времени для самых важных вопросов: зачем мы живем, какой смысл в любви и в работе, почему мы умираем. Они меркнут там, где царит соперничество и зависть, где основная забота – взыскания или награды.
И все же учительство предполагает создание такой обстановки, в которой могут родиться самые важные вопросы и могут быть найдены ответы. Не чужие и готовые ответы, которые предлагает учитель, а те, которые рождаются в самом ученике, когда наставник побуждает его к серьезному и вдумчивому поиску. Преподавание тогда становится проявлением гостеприимства, когда педагог ощущает, что его призвание – дать простор для интеллектуального и духовного развития ученика. На этом пути перед ним встают две основные задачи: раскрыть дары в своих подопечных и поддержать их.
Гостеприимный учитель должен открыть ученикам, что у них есть нечто ценное для других. Большинство учащихся так долго принимают и усваивают то, что им дают другие, так проникаются сознанием своего невежества, что теряют всякую веру в себя. Они не догадываются, что могут поделиться своим собственным опытом с другими – причем не только с сокурсниками, но и с преподавателями. Поэтому учителю в первую очередь нужно показать ученикам важность их внутренней жизни, их личного опыта и переживаний, открытий и догадок, представлений и убеждений. Радушный хозяин – тот, кто видит в каждом приходящем скрытые надежды и способен проявить подлинный интерес, давая им раскрыться. Легко поразить студентов неизвестными им книгами, сложной терминологией или диковинными случаями. Намного сложнее стать неким зеркалом, глядя в которое учащийся может по-новому взглянуть на себя – отделить зерна от плевел и увидеть, как прекрасны дары, которыми он наделен.
Мы никогда не поверим, что нам есть что отдать, пока не найдем того, кому это нужно. Воистину, сокровища узнаются по тому, как их принимают. Педагогам нужно отказаться от стремления впечатлять и контролировать, но открыть для себя духовные богатства своих учеников. Тогда они узнают, что именно в принимающих руках дары становятся видимыми.
о. Генри Нувен