Новости

Катехезы. Часть 24. Свобода подчиненная любви

2024-12-01 10:00
24. Свобода подчиненная любви

Одним из проявлений жизни "по Духу" является поведение, соответствующее той добродетели, которую Павел определяет в первом послании к Фессалоникийцам, <53,4>где мы читаем: «Ибо то есть воля Божия, освящение ваше, чтобы вам воздерживаться от блуда; чтобы каждый из вас умел владеть своим сосудом (в значении тела) в святости и чести, не в страсти похотения, как язычники, не знающие Бога" (1Фес 4,3-5). И далее: "Ибо не призвал вас Господь к нечистоте, но к освящению. А потому, кто противится, не человеку противится, но Богу, Который и даёт вам Духа Своего Святого" (1Фес 4,7-8)» <53,6>То, что Павел говорит о том, чтобы человек «умел владеть своим сосудом в святости и чести, не в страсти похотения», показывает, что чистота - это «способность», установка,и в этом смысле это добродетель, которая, очевидно, должна быть укоренена в воле.

Если чистота, согласно учению Павла, является аспектом "жизни по Духу», это означает, что в ней плодоносит тайна искупления тела. Тот факт, что мы "куплены дорогой ценой" (1 Кор 6,20), ценой искупления Христа, создает требование, то есть, долг соблюдать своё тело в святости и чести, которая осуществляется через воздержание от «нечистоты» и плодоносит в самом глубоком опыте той любви, которая была вписана с "начала", по образу и подобию самого Бога. <57,3> Чистота - это вариант добродетели умеренности. <54,2> Долг чистоты является не только (и не столько) воздержанием от "нечистоты" и от того, что к ней ведёт, но в то же самое время сохранением своего собственного тела и, также косвенно тела другого человека, в "святости и чести".

Эти две функции, "воздержание" и "сохранение", тесно связаны и зависимы одна от другой. Воздержание требует превосхождения чего-то, что дейсвует в человеке главным образом в области чувств, но гораздо чаще не без последствий для аффективного и эмоционального измерения.<54,3> По словам Христа, истинная «чистота» (как и «нечистота») в моральном смысле исходит «от сердца» человека. Когда он говорит о необходимости умерщвлять дела плоти с помощью Духа, Павел выражает именно то, о чём Христос говорил в Нагорной Проповеди, обращаясь к человеческому сердцу. Это господство или "умерщвление дел плоти с помощью духа", является необходимым условием "жизни по Духу", то есть "жизни" которая является антитезой "смерти", о которой он говорит в том же контексте. Жизнь "по плоти" действительно имеет плодом "смерть", то есть предполагает как результат "смерть" Духа. Термин "смерть" следовательно означает не только телесную смерть, но также и грех, который нравственное богословие назовёт смертным грехом.<52,4>

С библейской точки зрения, «чистота сердца «означает свободу от всех грехов, а не только тех, которые относятся к «похоти плоти». Слова, произнесенные Христом в Нагорной Проповеди, реалистичны, они не пытаются вернуть человеческое сердце в состояние первоначальной невинности, которое человек оставляет уже позади себя; вместо этого они указывают ему путь к чистоте сердца, которая возможна и доступна для него. Внутренний человек должен открыться к жизни по Духу, для участия в евангельской чистоте сердца: чтобы снова обрести и осуществить ценность тела, освобожденного от связей похоти путем искупления.

Во всём том, что является проявлением жизни и поведения согласно Духу, Павел видит проявление той свободы, для которой Христос "освободил нас" (Гал 5,1). Так он пишет: "Ибо вы к свободе призваны, братья. Только не делайте свободу поводом для плоти, но любовью служите друг другу. Ибо вся полнота Закона в одном слове, а именно: возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Гал 5,13-14). <52,5> Если «весь закон» Ветхого Завета "находит свою полноту" в заповеди любви, то измерением нового евангельского этоса является ничто иное, как призыв, обращённый к человеческой свободе, призыв к её самому полному осуществлению и, в некотором смысле, к самому полному "использованию" возможности человеческого духа. <53,1>

Могло бы показаться, что Павел противо поставил только свободу Закону и Закон свободе. Углублённый анализ текста Послания к Галатам доказывает однако, что Павел подчёркивает там прежде всего этическое подчинение свободы тому элементу, в котором совершается весь закон, то есть любви, которая является содержанием самой великой заповеди Евангелия. "Христос освободил нас, чтобы мы оставались свободными"; и именно в этом смысле Он явил нам этическое (и теологическое) подчинение свободы любви и связал свободу с заповедью любви. Понимать таким образом призвание к свободе ("Ибо вы к свободе призваны, братья": Гал 5,13) означает определить этос, в котором осуществляется жизнь "по Духу".<53,2>

Христос, действительно, осуществил и проявил свободу, которая находит её полноту в любви, свободу, благодаря которой мы "служим друг другу"; иными словами свободу, которая становится источником новых "дел" и "жизни по Духу". Антитеза и, в определённом смысле, отрицание этого употребления свободы имеют место, когда она становится для человека "поводом для жизни по плоти". <53,3> Тот, кто живет «по плоти", перестает быть способным к той свободе для которой «Христос освободил нас»; он также перестает быть подходящим для истинного дара самого себя, который является плодом и выражением этой свободы и который связан с брачным смыслом тела.

Задумайтесь: Что это значит: держать наше тело «в святости и чести»? Что значит чистота - это способность, установка? Что влечет за собой подчинениесвободы любви?

Наташа — журналистка и популярная телеведущая. Недавно ей предложили работу в новом шоу под названием «Как вы познакомились?».Приглашённые парыдолжны делиться историями о том, как они встретились впервые. Руководитель проекта особо подчеркнул: нужно, чтобы в каждой истории была какая-то пикантная деталь. Наташа вспомнилао своейшкольной подругеОльге. Ольга когда-то бросила школу перед выпускными экзаменами. Тогда ходили слухи, что она сбежала из дома с каким-то мужчиной. Эту тему быстро замяли — школе важнее была репутация. Спустя десять лет Наташа нашла Ольгу и решила навестить её.Изменения подруги были поразительными. По мере разговора смущение Наташы росло.Оказалось, что у Ольги есть муж, Игорь,ноэто не тот мужчина. "Останься Ольга, Игорь скоро вернётся, познакомитесь. Мы женаты два года, у нас будет ребёнок. Пока ещё не видно, правда?А тот мужчина..., да,я могу рассказать обо всём, сегодня я могу.С ниму нас тоже зачался ребёнок. Когда он об этом узнал, бросил меня. Я сделала аборт. Потомбылеще один мужчина, год или как-то, потом ещё один.Думай, что хочешь,правдав том, что мне это начало нравиться. У них были деньги. Так я прожила 7лет. А потом... последний выгнал меня. Я шлапо городу, как пьяная,мне некуда было идти,а на самомделе я была готова пойти с кем угодно.Когда явыходилаиз метро, вдругв толпепередо мной появился человекс необычнымлицом, он смотрелна меня, толькона меня, и сказалдва слова:"Я люблютебя!", а потом исчез. Ястала его искать... ". Наташаперебилаеё: „и это был Игорь!”.Ольгазасмеялась: "Вот в чём дело, что это не был Игорь.С Игореммы познакомилисьвцеркви... ". В этот момент Наташа поняла,что не нашла героиню для программы.