25. Тело как проявление духа
Всё развитие современной науки относительно тела как об организме основано на разделении в человеке того, что является телесным, и того, что является духовным. С этой точки зрения человек перестает отождествлять себя с собственным телом, и ему не трудно придти к тому, чтобы считать тело объектом манипуляции, так как оно лишено значения и достоинства, которые вытекают <59,3>из осознания тела как знака личности, как проявления духа. Иными словами, чисто "биологическое" знание о функциях тела как организма, связанных с мужественностью и с женственностью человеческой личности, способно помочь открыть подлинное брачное значение, только если оно идёт рука об руку с адекватной духовной зрелостью человеческой личности.<59,4>
В Первом Послании к Коринфянам. Павел излагает там свою великую экклезиологическую доктрину, согласно которой Церковь есть Тело Христа: «Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор 12,24–25).<54,5>Хотя собственной темой обсуждаемого текста является теология Церкви как Тела Христа, текст способствует в то же самое время углублению теологии тела. В то время как в Первом Послании к Фессалоникийцам он пишет о факте использования тела "со святостью и честью (уважением)", в только что процитированном отрывке из Первого Послания к Коринфянам, он хочет показать это тело человека как достойное чести (уважения).<54,6>Речь идет не только о теле (понимаемом как организм, в «соматическом» смысле), но и о человеке, который выражает себя через это тело, и в этом смысле «есть» это тело. Трактовка тела, данная Павлом, действительно соответствует духовному отношению "чести (уважения)" по отношению к телу человека, чести, которая ему принадлежит по причине "святости" (1 Фес 4,3-5; 1Фес 4,7-8), которая рождается из тайн творения и искупления.<55,3>
В выражениях Павла по поводу "неблагообразных членов" человеческого тела, кажется, что мы обнаруживаем свидетельство того же стыда, который первые люди, мужчина и женщина, испытали после первородного греха. <55,4>Те, «которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются» (1 Кор 12,23). Таким образом можно сказать, что именно от стыда рождается «честь (уважение)» к своему собственному телу: честь, которую Павел настойчиво просит оказывать в 1 Фес 4,4. <55,5>Такая «честь» прежде всего, в области человеческих отношений и поведения важна как в отношении к «собственному" телу, так и, очевидно, в отношениях взаимных.
Задумайтесь: Что означает фраза «человек, который выражает себя через тело, в этом смысле «есть» это тело? Почему мы говорим, что Церковь - это тело Христа? Кто составляет Церковь?
Яна родилась в небольшом провинциальном городке в семье, давно связанной с церковью. Она была первым ребенком, за ней родились два брата и две сестры. В школе Яна училась хорошо, выпускные экзамены сдала с отличием, и ей предложили бесплатное обучение в столичном университете, одном из лучших в стране. Она поехала, родители радовались, она меньше.
С наукой проблем не было. Хуже с компанией. У всех девушек были парни, с которыми они спали. Яна испытывала одиночество когда ты не такой как все. На втором курсе она познакомилась с Томом.Он был не похож на других: элегантный, внимательный, дарил цветы. С ним Яна чувствовала, что её ценят и уважают. Через две недели он пригласил ее на концерт. Когда они вышли из филармонии, шел проливной дождь. Том предложил поехать к нему — всего одна станция метро. Общежитие Яны было далеко. Она колебалась, но согласилась. Том пообещал, что когда ливень прекратится, он сразу же отвезет ее. Поезд метро застрял между станциями, затопило рельсы. Вместе с другими пассажирами Яна и Том провели ночь в вагоне. Утром, когда их наконец освободили, Яна заявила, что поедет домой одна. Она быстро собрала вещи и на первом же поезде вернулась в свой город. Родители все поняли мгновенно. Папа сказал: «Доченька, прости нас, прости, мы были слепы. Теперь я вижу, что настоящий у тебя Отец на небесах».
Всё развитие современной науки относительно тела как об организме основано на разделении в человеке того, что является телесным, и того, что является духовным. С этой точки зрения человек перестает отождествлять себя с собственным телом, и ему не трудно придти к тому, чтобы считать тело объектом манипуляции, так как оно лишено значения и достоинства, которые вытекают <59,3>из осознания тела как знака личности, как проявления духа. Иными словами, чисто "биологическое" знание о функциях тела как организма, связанных с мужественностью и с женственностью человеческой личности, способно помочь открыть подлинное брачное значение, только если оно идёт рука об руку с адекватной духовной зрелостью человеческой личности.<59,4>
В Первом Послании к Коринфянам. Павел излагает там свою великую экклезиологическую доктрину, согласно которой Церковь есть Тело Христа: «Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор 12,24–25).<54,5>Хотя собственной темой обсуждаемого текста является теология Церкви как Тела Христа, текст способствует в то же самое время углублению теологии тела. В то время как в Первом Послании к Фессалоникийцам он пишет о факте использования тела "со святостью и честью (уважением)", в только что процитированном отрывке из Первого Послания к Коринфянам, он хочет показать это тело человека как достойное чести (уважения).<54,6>Речь идет не только о теле (понимаемом как организм, в «соматическом» смысле), но и о человеке, который выражает себя через это тело, и в этом смысле «есть» это тело. Трактовка тела, данная Павлом, действительно соответствует духовному отношению "чести (уважения)" по отношению к телу человека, чести, которая ему принадлежит по причине "святости" (1 Фес 4,3-5; 1Фес 4,7-8), которая рождается из тайн творения и искупления.<55,3>
В выражениях Павла по поводу "неблагообразных членов" человеческого тела, кажется, что мы обнаруживаем свидетельство того же стыда, который первые люди, мужчина и женщина, испытали после первородного греха. <55,4>Те, «которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются» (1 Кор 12,23). Таким образом можно сказать, что именно от стыда рождается «честь (уважение)» к своему собственному телу: честь, которую Павел настойчиво просит оказывать в 1 Фес 4,4. <55,5>Такая «честь» прежде всего, в области человеческих отношений и поведения важна как в отношении к «собственному" телу, так и, очевидно, в отношениях взаимных.
Задумайтесь: Что означает фраза «человек, который выражает себя через тело, в этом смысле «есть» это тело? Почему мы говорим, что Церковь - это тело Христа? Кто составляет Церковь?
Яна родилась в небольшом провинциальном городке в семье, давно связанной с церковью. Она была первым ребенком, за ней родились два брата и две сестры. В школе Яна училась хорошо, выпускные экзамены сдала с отличием, и ей предложили бесплатное обучение в столичном университете, одном из лучших в стране. Она поехала, родители радовались, она меньше.
С наукой проблем не было. Хуже с компанией. У всех девушек были парни, с которыми они спали. Яна испытывала одиночество когда ты не такой как все. На втором курсе она познакомилась с Томом.Он был не похож на других: элегантный, внимательный, дарил цветы. С ним Яна чувствовала, что её ценят и уважают. Через две недели он пригласил ее на концерт. Когда они вышли из филармонии, шел проливной дождь. Том предложил поехать к нему — всего одна станция метро. Общежитие Яны было далеко. Она колебалась, но согласилась. Том пообещал, что когда ливень прекратится, он сразу же отвезет ее. Поезд метро застрял между станциями, затопило рельсы. Вместе с другими пассажирами Яна и Том провели ночь в вагоне. Утром, когда их наконец освободили, Яна заявила, что поедет домой одна. Она быстро собрала вещи и на первом же поезде вернулась в свой город. Родители все поняли мгновенно. Папа сказал: «Доченька, прости нас, прости, мы были слепы. Теперь я вижу, что настоящий у тебя Отец на небесах».