7. Первоздання нагота
За словами, описывающими единство и неразрывность брака, следуют «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт 2, 25).
Первоначальные человеческие переживания (невинность, одиночество, единство и нагота) относятся к «богословской предыстории» человека, но их значение заключается в том, что они всегда лежат в основе каждого человеческого опыта. Опыт тела в цитируемых библейских текстах лежит у истоков всего последовательного «исторического» опыта человека. "Откровение тела" как выражение человека помогает нам каким-то образом обнаружить необыкновенное из обычного.
Фраза, согласно которой первые люди, мужчина и женщина, «были наги» но «не стыдились», несомненно, описывает их состояние сознания <11,3> и их взаимный опыт в наготе, женственности и мужественности. Утверждая, что они «не стыдились», автор пытается описать этот опыт с максимально возможной точностью. Эти слова говорят о близости взаимного сообщения в его радикальной простоте и чистоте. Этой полноте «внешнего» восприятия, выраженной физической наготой, соответствует «внутренняя» полнота видения человека в Боге, то есть в меру «образа Божия» (Быт 1, 17). <12,5> Согласно этому стиху, мужчина и женщина видят себя видением самого Творца, о котором несколько раз говорит повествование: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт 1, 31). Через «наготу» как благо исходящее от Творца проявляется «чистая» ценность тела и пола.
Примечательно, что несколькими стихами ниже тот же автор пишет: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.» (Быт 3,7). Наречие «тогда» свидетельствует о новом положени, которое следует за разрывом первого Союза; за неудачей испытания, связанного с деревом познания добра и зла, которое создавало первое испытание «повиновения», то есть принятия Слова Бога во всей его истине, и подтверждения (принятия) Любви, в полном подчинении требованиям творческой Воли. Это новое положение включает также новое качество опыта тела, так что нельзя больше сказать: «И были оба наги, и не стыдились». <11,4>.Выражение «узнали они, что наги» относится к радикальному изменению значения первоначальной наготы взаимно друг перед другом, возникшего как плод дерева познания добра и зла: «Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» ( Быт 3, 11). Это изменение напрямую относится к переживанию смысла собственного тела перед Творцом и существами. <11,5>
Показательно, что утверждение, заключенное в стихе 2:25 книги Бытия касательно наготы, лишенной стыда у обоих, является единственным в своем роде пояснением во всей Библии. <16,3> Что такое стыд и как объяснить его отсутствие в состоянии первоначальной невинности творения человека? <12.1>. Действительно идет речь о "не-присутствии" стыда, и не о недостатке или о недостаточной развитости стыда. Текст Быт 2,25решительно исключает таким образом возможность думать об "отсутствии стыда" (и следовательно об отсутствии стыдливости) или скорее о бесстыдстве, он также исключает возможность объяснить это по аналогии с другими положительными человеческими опытами, как, например, опытами младенчества или опытами жизни народов, называемых первобытными (примитивными) людьми. Такие аналогии не только недостаточны, но они могут оказаться также явно неудовлетворительными. Слова Быт 2, 25 «не стыдились» служат указанием на особую полноту сознания и опыта, полноту понимания смысла тела. <12.2>.
Появление стыда и, в частности, сексуальной стыдливости поставлено в связь с потерей этой первоначальной полноты. <12.2>. Со стыдливостью человек проявляет почти "инстинктивно" потребность принимать эго "я" в его действительной ценности. Можно следовательно сказать, что стыдливость есть сложный опыт, в равной степени потому что, почти отдаляя одно человеческое существо от другого (женщину от мужчины), она одновременно стремится к их личному сближению, создавая им соответствующие основание и уровень. Анализ стыдливости показывает, насколько глубоко она укоренена во взаимных отношениях, насколько точно она выражает важнейшие правила "общения личностей", а также, насколько тесно она связана с измерением первоначального "одиночества" человека. <12 .1>
Для размышления: считаю ли я стыдливость важной в современном мире? Веду я себя со стыдливостью во всех сферах своей жизни?
Вове было пятнадцать лет, когда он начал ненавидеть свое тело, свою физиологию, свои рефлексы. Он без конца мыл лицо и руки умывал, а вечером душ отнимал у него полчаса. Он долго не задумывался об этом, родители тоже ничего не замечали. Вова все больше и больше гнушался собою. В то же время у него появилась зависимость находить и смотреть по мобильнику непристойные сайты и заниматься при этом непристойными вещами. Потом чувствовал себя еще больше грязным, и никакой душ на это не помогал.
Все изменилось, когда он встретил Соню. После окончания учебы они поженились, теперь ждут первого ребенка. Исчезла зависимость, исчезло чувство нечистоты и отвращение к самому себе. Напротив, Вова прекрасно чувствует себя в своем теле.
И только через несколько лет Вова смог рассказать об этом Соне. Они лежали в постели. Он закончил свое признание словами:„твоя любовь исцелила меня". Соня крепко обняла его. Она подумала: "Боже, кто я такая, чтобы слышать это?”.
За словами, описывающими единство и неразрывность брака, следуют «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт 2, 25).
Первоначальные человеческие переживания (невинность, одиночество, единство и нагота) относятся к «богословской предыстории» человека, но их значение заключается в том, что они всегда лежат в основе каждого человеческого опыта. Опыт тела в цитируемых библейских текстах лежит у истоков всего последовательного «исторического» опыта человека. "Откровение тела" как выражение человека помогает нам каким-то образом обнаружить необыкновенное из обычного.
Фраза, согласно которой первые люди, мужчина и женщина, «были наги» но «не стыдились», несомненно, описывает их состояние сознания <11,3> и их взаимный опыт в наготе, женственности и мужественности. Утверждая, что они «не стыдились», автор пытается описать этот опыт с максимально возможной точностью. Эти слова говорят о близости взаимного сообщения в его радикальной простоте и чистоте. Этой полноте «внешнего» восприятия, выраженной физической наготой, соответствует «внутренняя» полнота видения человека в Боге, то есть в меру «образа Божия» (Быт 1, 17). <12,5> Согласно этому стиху, мужчина и женщина видят себя видением самого Творца, о котором несколько раз говорит повествование: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт 1, 31). Через «наготу» как благо исходящее от Творца проявляется «чистая» ценность тела и пола.
Примечательно, что несколькими стихами ниже тот же автор пишет: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.» (Быт 3,7). Наречие «тогда» свидетельствует о новом положени, которое следует за разрывом первого Союза; за неудачей испытания, связанного с деревом познания добра и зла, которое создавало первое испытание «повиновения», то есть принятия Слова Бога во всей его истине, и подтверждения (принятия) Любви, в полном подчинении требованиям творческой Воли. Это новое положение включает также новое качество опыта тела, так что нельзя больше сказать: «И были оба наги, и не стыдились». <11,4>.Выражение «узнали они, что наги» относится к радикальному изменению значения первоначальной наготы взаимно друг перед другом, возникшего как плод дерева познания добра и зла: «Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» ( Быт 3, 11). Это изменение напрямую относится к переживанию смысла собственного тела перед Творцом и существами. <11,5>
Показательно, что утверждение, заключенное в стихе 2:25 книги Бытия касательно наготы, лишенной стыда у обоих, является единственным в своем роде пояснением во всей Библии. <16,3> Что такое стыд и как объяснить его отсутствие в состоянии первоначальной невинности творения человека? <12.1>. Действительно идет речь о "не-присутствии" стыда, и не о недостатке или о недостаточной развитости стыда. Текст Быт 2,25решительно исключает таким образом возможность думать об "отсутствии стыда" (и следовательно об отсутствии стыдливости) или скорее о бесстыдстве, он также исключает возможность объяснить это по аналогии с другими положительными человеческими опытами, как, например, опытами младенчества или опытами жизни народов, называемых первобытными (примитивными) людьми. Такие аналогии не только недостаточны, но они могут оказаться также явно неудовлетворительными. Слова Быт 2, 25 «не стыдились» служат указанием на особую полноту сознания и опыта, полноту понимания смысла тела. <12.2>.
Появление стыда и, в частности, сексуальной стыдливости поставлено в связь с потерей этой первоначальной полноты. <12.2>. Со стыдливостью человек проявляет почти "инстинктивно" потребность принимать эго "я" в его действительной ценности. Можно следовательно сказать, что стыдливость есть сложный опыт, в равной степени потому что, почти отдаляя одно человеческое существо от другого (женщину от мужчины), она одновременно стремится к их личному сближению, создавая им соответствующие основание и уровень. Анализ стыдливости показывает, насколько глубоко она укоренена во взаимных отношениях, насколько точно она выражает важнейшие правила "общения личностей", а также, насколько тесно она связана с измерением первоначального "одиночества" человека. <12 .1>
Для размышления: считаю ли я стыдливость важной в современном мире? Веду я себя со стыдливостью во всех сферах своей жизни?
Вове было пятнадцать лет, когда он начал ненавидеть свое тело, свою физиологию, свои рефлексы. Он без конца мыл лицо и руки умывал, а вечером душ отнимал у него полчаса. Он долго не задумывался об этом, родители тоже ничего не замечали. Вова все больше и больше гнушался собою. В то же время у него появилась зависимость находить и смотреть по мобильнику непристойные сайты и заниматься при этом непристойными вещами. Потом чувствовал себя еще больше грязным, и никакой душ на это не помогал.
Все изменилось, когда он встретил Соню. После окончания учебы они поженились, теперь ждут первого ребенка. Исчезла зависимость, исчезло чувство нечистоты и отвращение к самому себе. Напротив, Вова прекрасно чувствует себя в своем теле.
И только через несколько лет Вова смог рассказать об этом Соне. Они лежали в постели. Он закончил свое признание словами:„твоя любовь исцелила меня". Соня крепко обняла его. Она подумала: "Боже, кто я такая, чтобы слышать это?”.