Новости

Катехезы. Часть 28. Бог живых

ЧАСТЬ III. ВОСКРЕСЕНИЕ ПЛОТИ

Наряду с двумя другими важными диалогами, то есть с диалогом, где Христос ссылается на начало(Мф 19,3-9; Mк 10,2-12), и с другим, где Он обращается к глубине человека (к «сердцу»), указывая в вожделении и похоти плоти источник греха (Мф 5,27-32), диалог, который мы намереваемся теперь проанализировать, создаёт, я бы сказал, третью створку триптиха высказываний Самого Христа: триптиха существенных и конститутивных слов для теологии тела. В этом диалоге Христос ссылается на воскресение, раскрывая таким образом совершенно новое дополнительное измерение тайны тела. <64,1>Слова Евангелия, в которых Христос ссылается на воскресение, имеют фундаментальное значение для понимания брака в христианском смысле, а также «отречения» от супружеской жизни «для Царства Небесного».

28. Бог живых

Собеседниками Христа являются саддукеи, „которые говорят, что нет воскресения” (Мк 12:18).Саддукеи ссылаются на закон, называемый законом левирата(Втор 25,5-10) и, основываясь на предписаниях этого древнего закона, они представляют такой случай: "Было семь братьев. Первый взял жену и умер, не оставив потомства. Второй взял вдову и умер, не оставив потомства, и также третий; и никто из семи не оставил потомства. После всех них жена также умерла. В воскресении, когда они воскреснут, которого из них будет она женою? " (Mк 12,20-23). <64,2> В этот раз Иисус ответил таким образом: "Не ошибаетесь ли вы, потому что вы не знаете Писания и силы Божией? Так как, когда они воскреснут из мертвых, они не будут ни жениться, ни выходить замуж; но они будут как ангелы на небесах. А о мертвых, чтоонивоскреснут, развенечиталивы в книгеМоисея, какБогприкупинесказалему: Я БогАвраама, и БогИсаака, и БогИакова?[Бог] неестьБогмертвых, ноБогживых. Итак, вывесьмазаблуждаетесь.”(Mк 12,24-27)<64,3>.

Иисус показывает им сначала ошибку метода: они не знают Писания; а потом ошибку в сути дела: неприятие того, что открыто Писаниями - не знают силу Бога – не верят в Того, Кто открылся Моисею в горящей купине. Иисус отвечает, что только буквальное знание Писания недостаточно. Писание действительно есть прежде всего средство, чтобы узнать силу живого Бога, Который в нём открывает самого Себя. В этом откровении Он назвал Себя «Богом Авраама, Богом Исаака и Иакова» – то есть тех, которые были родоначальниками Моисея в вере. Все они уже давно умерли; всё же Христос завершает ссылку на них утверждением, что Бог «не есть Бог мёртвых, но живых». Это ключевое утверждение, в котором Христос интерпретирует слова, обращённые к Моисею из горящей купины, может быть понято только, если допускается реальность жизни, которой смерть не полагает конец.<65,3>

Наступит момент, когда Христос даст ответ по этой теме собственным воскресением; пока же Он ещё ссылается на свидетельство Ветхого Завета, показывая, как раскрывается истина о бессмертии и о воскресении. <65,4> Христос есть последнее слово Бога по этой теме; действительно Завет, который Им и через Него установлен между Богом и человечеством, открывает бесконечную перспективу Жизни: и доступ к древу Жизни - согласно исходному плану Бога Завета - открыт каждому человеку в его окончательной полноте. Таково значение смерти и воскресения Христа, таково свидетельство пасхальной тайны. Всё же беседа с Саддукеями развивается в пред-пасхальной фазе мессианской миссии Христа.<65,6>

Воскресение, согласно словам Христа, переданным Синоптиками, значит не только возвращение телесности и восстановление человеческой жизни в её целостности, посредством союза тела с душой, но также полностью новое состояние самой человеческой жизни. Мы находим подтверждение этого нового состояния тела в воскресении Христа (ср. Рим 6,5-11).<66,3>

Задумайтесь: какие последствия для нашей повседневной жизни имеет перспектива вечной жизни?

Анне 67 лет, она врач, по-прежнему работает, хотя уже подумывает о пенсии. У неё был муж, Андрей, но он умер молодым от рака поджелудочной железы. Детей у них не было, они прожили в браке всего два года. Анна неохотно говорит об этом, всё это для неё так интимно. Но когда у её младшей подруги Лизы погиб в результате аварии муж, она многое рассказала ей, увидев как бы в Лизе повторение её собственной истории.

«Мы с Андреем были одним телом, как и слышали на нашей свадьбе. Его смерть словно разрубила меня пополам. Я не могла представить, что снова выйду замуж, возможно, это неправильно. Я была его, а он-моим, как мог любой другой мужчина войти в этот опыт принадлежности и единства! Да и физически - мысль о сексуальной близости с кем-то ещё отталкивала меня. В то же время я была очень обижена на Бога, за эти слова в Евангелии, что «не будут ни жениться, ни замуж выходить». Я перестала ходить в церковь. Я полностью отдалась работе,пациентам. Всё изменилось, когда один из пациентов оказался священником, его звали Эдуард. Вскоре потом он умер. Я много разговаривала с ним, он слушал меня, я чувствовала, что он уважает мой выбор. Я исповедалась у него. Во время исповеди он пригласил меня открыть Библию, наугад, с закрытыми глазами. И чтобы я положила палец в какое-то место, чтобы попасть в конкретный стих. И это было «Любовь никогда не перестаёт». Кажется, это из святого Павла. Но ты, Лизонька, не закрывай для себя возможность повторного брака, у тебя же маленькие дети, в конце концов. Бог покажет, просто говори с Ним! Любовь, которая не прекращается - это Иисус Христос. Знаешь, в ночь после той исповеди мне приснился Христос. У него было лицо Андрея. Вернее, может быть, это был Андрей, только с лицом Христа? Не знаю. Но я возродилась. До этого мне не очень хотелось жить. А потом я возродилась».