Новости

Катехезы. Часть 17. Человек, который пользуется другим

17. Человек, который пользуется другим

Когда Христос говорит о человеке, который «смотрит с вожделением», он указывает не только на интенциональность «взгляда», но и на интенциональность самого существования человека. В ситуации, описанной Христом, это измерение односторонне идет от мужчины, который является субъектом, к женщине<41,1>, которая начинает интенционально существовать как объект потенциального удовлетворения сексуальной потребности, которая присуща его мужественности. <41,1>Хотя акт был абсолютно внутренним, был сокрыт в "сердце" и выражен только "взглядом", в нём уже имеется (субъективно одностороннее) изменение самой интенциональности существования. Если бы это было не так, если бы не шла речь о столь глубоком изменении, то следующие слова той же фразы: "Он уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мф 5,28), не имели бы смысла.<41,1>

Это изменение интенциональности существования, через которое данная женщина начинает существовать для данного мужчина не как субъект призыва и личного влечения или как субъект "общения", но исключительно как цель потенциального удовлетворения сексуальной потребности, осуществляется в "сердце", насколько это изменение осуществлено в воле. Сама когнитивная интенциональность ещё не означает порабощения "сердца". Только тогда, когда редукция намерения, проиллюстрированная ранее, вовлекает волю<41,2> , вызывая решение отношения с другим человеческим существом (в нашем случае, с женщиной) согласно масштабу ценностей, присущему "вожделению", можно сказать, что "желание" захватило "сердце" и доминирует в личности, устанавливая сам способ существования по отношению к другому человеку. Мы можем тогда говорить также об этом более или менее полном "принуждении", которое, в другом месте, названо "принуждением тела" и которое несет с собой потерю "свободы дара", по своей природе созвучной глубокому сознанию брачного значения тела.<41,3>

Измерение интенциональности мыслей и сердец создаёт одно из главных течений универсальной человеческой культуры. Слова Христа в Нагорной Проповеди как раз подтверждают это измерение.<40,2> В общем считается, что человек «поступает в соответствии с тем, кем он является», в этом случае Христос хочет подчеркнуть, что человек «смотрит» в соответствии с тем, кем он является.<39,4> Взгляд выражает то, что в сердце, выражает всего человека. «Смотреть с вожделением» указывает на опыт оценки тела, в котором его брачное значение прекращает быть таковым; человек, «смотря с вожделением», испытывает, в той или иной степени, отчужденность от того значения тела,<39,5>что подразумевает конфликт с достоинством личности - подлинный конфликт совести.

Когда мы говорим о мужчине, для которого (согласно Мф 5,27-28) некоторая женщина становится только предметом потенциального удовлетворения "сексуальной потребности" присущей его мужественности, то речь не идёт никоим образом о том, чтобы ставить под вопрос эту потребность, это объективное измерение человеческой природы с конечной целью размножения, которая ему присуща. <41,4> С другой стороны, речь идет о способе существования мужчины и женщины как личности во взаимном «для», который-даже на основе того, что, согласно человеческой природе, может быть определено как «сексуальная потребность», может и должен служить для построения единства «общения» в их взаимных отношениях. По сути, это основополагающее значение многолетнего и взаимного притяжения мужественности и женственности, содержащегося в самой реальности конституции человека.<41,4>

Кроме того, тот случай, где оба, мужчина и женщина, существовали бы как объект удовлетворения сексуальной потребности, а каждая из частей была бы только субъектом этого удовлетворения, не соответствует этому единству "общения"; напротив, он этому противоречит. Эта "редукция" столь богатого содержания вечного и взаимного влечения человеческих личностей, в их мужественности и в их женственности, как раз не соответствует "природе" обсуждаемого влечения. Действительно, эта "редукция" подавляет личностное значение и значения "общения", которое присуще мужчине и женщине и через которую, согласно Быт 2,24, "человек... прилепится к жене своей; и будут два одна плоть". "Вожделение" отклоняет интенциональное измерение взаимного существования мужчины и женщины от личностных перспектив и от перспектив "общения", которые характерны для их вечного и взаимного влечения, редуцируя его и, так сказать, подталкивая его к утилитаристским измерениям, в рамках которых человек "пользуется" другим человеком, "используя его" только для удовлетворения своих собственных "потребностей".<41,5>

Задумайтесь: что означает, что „Измерение интенциональности мыслей и сердец создаёт одно из главных течений универсальной человеческой культуры”. В чем заключается фундаментальный смысл вечного и взаимного притяжения мужественности и женственности? Что происходит, когда мужчина пользуется женщиной и наоборот? Что это значит, что человек действует (и смотрит) в соответствии с тем, что он есть?

Павел и Оля были женаты уже четыре года, но детей тогда у них еще не было. Павел был преподавателем в университете. Однажды пришел домой какой-то беспокойный, не хотел ничего сказать, но Оля почувствовала, что что-то случилось. Когда они легли спать, он оказался таким страстным, каким давно не был. Она спросила, что с ним происходит. Он сказал: "Хорошо, я скажу тебе, лучше, если я скажу тебе. Я никогда не чувствовал ничего подобного с тех пор, как мы вместе. Девушка, я даже не знаю ее имени, сегодня была в классе впервые. Я не мог отвести от нее глаз. Я подумал, что с тобой что-то случится, и она станет моей женой. Это ужасно, что я мог подумать о чем-то подобном. Другой голос внутри меня кричал: "Нет, нет, нет!”. Оля, нет, я не хочу потерять тебя, что со мной происходит? Оля долго молчала. Затем она сказала: "Знаешь, меня тоже атакуют разные импульсы при виде разных мужчин. Ты и так долго держался. Но я не люблю тебя из-за этого меньше. Я думаю, что это так: плоть хочет плоти, и это еще не любовь. А весь человек хочет всего человека, и это любовь". На Павла спустилось огромное спокойствие. "Боже, какая она умная", - подумал он. Он обнял её крепче и уснул.