9. Человек как объект для другого человека
Бог открывается главным образом как Творец. Творец это - тот, кто "вызывает к существованию из небытия" и устанавливает в существовании мир, и человека в мире, потому что Он “есть любовь”(1 Ин 4,8). <13,3> Творение, как Божьа работа - это дар, рожденный любовью. Человеческое существо появляется в видимом мире как самое высокое выражение божественного дара, потому что он содержит в себе внутреннее измерение дара. И, с ним, он приносит в мир свое особенное подобие с Богом. <19,3>
Со словами: "не хорошо быть человеку одному - говорит Бог Ягве - сотворим ему помощника, соответственного ему" (Быт 2, 18), впервые ясно открывается в этом добре некоторый недостаток. Первый "человек" утверждает то же самое; основательно осознав своё собственное одиночество среди всех живых существ на земле, он также ждет "помощника, который был бы подобен ему" (Быт 2,20). <14,1>. Два термина "одинок" и "помощник" указывают, насколько фундаментальны и конститутивны для человека (взаимо)отношение и общение личностей. Общение личностей означает существовать <14,3> «с кем-то», а ещё более существовать «для кого-то». Взаимное отношение дара, несомненно, подразумевается в исконном счастье человека. Счастье исходит от любви. Если мужчина и женщина перестают быть взаимно бескорыстным даром, как они были друг для друга в тайне творения, то они понимают, что «они голые».
В тайне творения мужчина и женщина видят и познают себя со всем миром внутреннего взгляда, который дает полноту интимности людей, и становятся взаимным даром, достигая тем самым особого понимания смысла собственного тела. Тело, которое проявляет общение личностей через дар как фундаментальную характеристику личного существования. Мужественность-женственность - то есть пол - есть первоначальный знак творческого дарения осознания со стороны человеческого существа, мужчины-женщины, дара, прожитого, так сказать, первоначальным образом. Именно с этим значением пол занимает место в теологии тела. <14,4>
«Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (МФ 19, 4-5). Не кажется, что в первоначальном откровении фигурирует идея владения женщины мужчиной, или наоборот, как если бы шла речь о предмете (объекте). Но известно, с другой стороны, что из-за их греховной природы, искажённой вследствие первородного греха, мужчина и женщина должны с трудом восстанавливать значение бескорыстного взаимного дара. <22,4>
Внутренняя невинность как "чистота сердца" в некотором смысле делала невозможным, чтобы одно было сведено другим до уровня простого объекта. Если «они не чувствовали стыда", значит, их объединяло сознание дара, они обладали сознанием брачного смысла своих тел, в котором выражается свобода дара и внутреннее богатство человека как субъекта.
С грехом открытие брачного смысла тела перестанет быть для них простой реальностью откровения и благодати. Однако этот смысл останется вписанным глубоко в человеческое сердце, как далекое эхо первоначальной невинности.
Для размышления: испытал ли я счастье давать? Как это происходит в супружеских отношениях? В чем разница между отношениями, в которых со мной обращаются как с человеком по образу Божьему, и отношениями, в которых со мной обращаются как с объектом?
Ирина и Максим долго не могли зачать ребенка. Когда это наконец удалось, радость была огромной. Беременность оказалась "под угрозой", и на шестом месяце беременности врач Ирины посоветовал воздержаться от секса. Для Максима это оказалось очень трудным. Они решили, что будут спать отдельно, чтобы не провоцировать друг друга. Максим спал на диване в своем рабочем кабинете. Однажды ночью Ирину разбудили странные звуки. На цыпочках она прошла по коридору и приблизилась к двери кабинета Макса, которая была не совсем закрыта. Когда через щель она увидела, что он смотрит на компьютере и что при этом делает, была потрясена. В первый момент она вскипела от гнева, ей хотелось подбежать и и ударить его. Однако вернулась в свою спальню. Гнев уступил место жалости, сочетающейся, однако, с отвращением. В таком состоянии она уснула и в таком состоянии проснулась утром. Максим спал, так что и она не вставала, а просто лежала и думала. Кажется, даже молилась. Она злилась на него за то, что он испачкал то, что было чистым и красивым. Как ей хотелось забыть то, что она видела ночью! Она подумала, что это навсегда разделит их, и она будет чувствовать себя одной из тех, которые можно посмотреть в Интернете. Нет, нет, нет - кричала в глубине души. Вошел Максим, принес ей завтрак в постель. Она посмотрела на него с благодарностью и, к собственному удивлению, с нежностью. Она подумала, что все-таки любит его и хочет любить, что выбрала его без всяких условий и что этот выбор в ней продолжается. Она пыталась отыскать в памяти слова супружеской клятвы, но не получалось. Решила, что найдет их и выучит наизусть.
Бог открывается главным образом как Творец. Творец это - тот, кто "вызывает к существованию из небытия" и устанавливает в существовании мир, и человека в мире, потому что Он “есть любовь”(1 Ин 4,8). <13,3> Творение, как Божьа работа - это дар, рожденный любовью. Человеческое существо появляется в видимом мире как самое высокое выражение божественного дара, потому что он содержит в себе внутреннее измерение дара. И, с ним, он приносит в мир свое особенное подобие с Богом. <19,3>
Со словами: "не хорошо быть человеку одному - говорит Бог Ягве - сотворим ему помощника, соответственного ему" (Быт 2, 18), впервые ясно открывается в этом добре некоторый недостаток. Первый "человек" утверждает то же самое; основательно осознав своё собственное одиночество среди всех живых существ на земле, он также ждет "помощника, который был бы подобен ему" (Быт 2,20). <14,1>. Два термина "одинок" и "помощник" указывают, насколько фундаментальны и конститутивны для человека (взаимо)отношение и общение личностей. Общение личностей означает существовать <14,3> «с кем-то», а ещё более существовать «для кого-то». Взаимное отношение дара, несомненно, подразумевается в исконном счастье человека. Счастье исходит от любви. Если мужчина и женщина перестают быть взаимно бескорыстным даром, как они были друг для друга в тайне творения, то они понимают, что «они голые».
В тайне творения мужчина и женщина видят и познают себя со всем миром внутреннего взгляда, который дает полноту интимности людей, и становятся взаимным даром, достигая тем самым особого понимания смысла собственного тела. Тело, которое проявляет общение личностей через дар как фундаментальную характеристику личного существования. Мужественность-женственность - то есть пол - есть первоначальный знак творческого дарения осознания со стороны человеческого существа, мужчины-женщины, дара, прожитого, так сказать, первоначальным образом. Именно с этим значением пол занимает место в теологии тела. <14,4>
«Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (МФ 19, 4-5). Не кажется, что в первоначальном откровении фигурирует идея владения женщины мужчиной, или наоборот, как если бы шла речь о предмете (объекте). Но известно, с другой стороны, что из-за их греховной природы, искажённой вследствие первородного греха, мужчина и женщина должны с трудом восстанавливать значение бескорыстного взаимного дара. <22,4>
Внутренняя невинность как "чистота сердца" в некотором смысле делала невозможным, чтобы одно было сведено другим до уровня простого объекта. Если «они не чувствовали стыда", значит, их объединяло сознание дара, они обладали сознанием брачного смысла своих тел, в котором выражается свобода дара и внутреннее богатство человека как субъекта.
С грехом открытие брачного смысла тела перестанет быть для них простой реальностью откровения и благодати. Однако этот смысл останется вписанным глубоко в человеческое сердце, как далекое эхо первоначальной невинности.
Для размышления: испытал ли я счастье давать? Как это происходит в супружеских отношениях? В чем разница между отношениями, в которых со мной обращаются как с человеком по образу Божьему, и отношениями, в которых со мной обращаются как с объектом?
Ирина и Максим долго не могли зачать ребенка. Когда это наконец удалось, радость была огромной. Беременность оказалась "под угрозой", и на шестом месяце беременности врач Ирины посоветовал воздержаться от секса. Для Максима это оказалось очень трудным. Они решили, что будут спать отдельно, чтобы не провоцировать друг друга. Максим спал на диване в своем рабочем кабинете. Однажды ночью Ирину разбудили странные звуки. На цыпочках она прошла по коридору и приблизилась к двери кабинета Макса, которая была не совсем закрыта. Когда через щель она увидела, что он смотрит на компьютере и что при этом делает, была потрясена. В первый момент она вскипела от гнева, ей хотелось подбежать и и ударить его. Однако вернулась в свою спальню. Гнев уступил место жалости, сочетающейся, однако, с отвращением. В таком состоянии она уснула и в таком состоянии проснулась утром. Максим спал, так что и она не вставала, а просто лежала и думала. Кажется, даже молилась. Она злилась на него за то, что он испачкал то, что было чистым и красивым. Как ей хотелось забыть то, что она видела ночью! Она подумала, что это навсегда разделит их, и она будет чувствовать себя одной из тех, которые можно посмотреть в Интернете. Нет, нет, нет - кричала в глубине души. Вошел Максим, принес ей завтрак в постель. Она посмотрела на него с благодарностью и, к собственному удивлению, с нежностью. Она подумала, что все-таки любит его и хочет любить, что выбрала его без всяких условий и что этот выбор в ней продолжается. Она пыталась отыскать в памяти слова супружеской клятвы, но не получалось. Решила, что найдет их и выучит наизусть.