Новости

Катехезы. 41. Избраны, чтобы быть святыми

2025-06-15 20:54
41. Избраны, чтобы быть святыми

Текст Ефесян говорит об основаниях сакраментальности всей христианской жизни и, в особенности, об основаниях сакраментальности брака.<93,4> Таинство не синонимично тайне (*). Тайна действительно остаётся закрытой - сокрытой в Самом Боге - так, что даже после её провозглашения или откровения, она не прекращает называться тайной. Таинство предполагает откровение тайны и оно предполагает также своё восприятие человеком благодаря вере. Однако таинство также состоит в факте проявления этой тайны в знаке, который служит не только для провозглашения тайны, но и для её осуществления в человеке. Таинство - видимый и эффективный знак благодати. Им осуществляется в человеке эта тайна, сокрытая от вечности в Боге, о которой Еф 1,9 говорит с первых строк, тайна призвания к святости человека во Христе, которая происходит от Бога, и тайна его предопределения к усыновлению.<93,5>

Начиная с первой главы, послание обсуждает главным образом тайну, сокрытую в Боге от века, как дар, вечно предназначенный человеку. "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном" (Еф 1,3-6).<94,1> Упомянутый дар становится реальной частью человека в самом Христе: "... в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении (Еф 1, 7-8).<94,2> Искупление действительно означает отчасти новое творение, оно означает восприятие всего того, что сотворено, чтобы выразить в творении полноту праведности, справедливости и святости, выбранной Богом, и чтобы выразить эту полноту главным образом в человеке, сотворённом как мужчина и женщина по образу Бога.<100,7>.

Вечная тайна перешла таким образом из состоянием сокрытости в Боге в фазу осуществления и актуализации. Христос, в Котором человечество было от вечности избрано и благословлено всеми видами духовных благословений Отца.<94,3>, Поэтому автор послания к Ефесянам убеждает, в продолжение самого текста, тех, кто получил это откровение, вести свою жизнь согласно духу познанной истины. Он к этому призывает особенно христианских супругов.<94,3>

В центре тайны находится Христос. В Нём человечество было благословлено всеми видами духовных благословений. В Нём, человечество было избрано ещё ”прежде создания мира”, избрано „в любви”, и предопределено к усыновлению.<94,5>„В Нём мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов..."(Еф 1,7). И таким образом люди, которые, посредством веры, принимают дар, который им предложен во Христе, действительно участвуют в вечной тайне, даже если она действует в них под видом веры. Это сверхъестественное присвоение плодов Искупления, совершенного во Христе, приобретает, согласноЕф 5,22-33, характер супружеского дара Христа Себя Самого Церкви, по подобию супружеского отношения между мужем и женой. Следовательно, не только плоды Искупления являются даром: дар, это - главным образом Христос: Он отдал Себя Церкви как Своей Супруге.<94,5>

Человеческое существо появляется в видимом мире как самое высокое выражение божественного дара, потому что оно содержит в себе внутреннее измерение дара. И, с ним, он приносит в мир свое особенное подобие с Богом и благодаря ему оно также превосходит и господствует над своей "видимостью" в мире, своей телесностью. То, что также отражает это подобие, это - первичное сознание брачного значения тела, сознание, пропитанное тайной первоначальной невинности.<19,3> И таким образом, в этом измерении образуется первичное таинство, понимаемое как знак, который эффективно передает в видимом мире невидимую тайну, сокрытую в Боге от вечности. И это - тайна Правды и Любви, тайна божественной жизни, в которой человек реально принимает участие. <19,4> "...Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви...» (Еф., 1, 3-4).<97,2>

Послание к Ефесянам открывает нам тайнy вечных замыслов Бога Отца по отношению к человеку. До греха человек нёс в своей душе плод вечного избрания, о котором нам говорит Послание к Ефесянам: "Он нас избрал... чтобы мы были святы и непорочны пред Ним" (Еф 1,4).<97,3> Реальность творения человека "была уже" пропитана вечным избранием человека "во Христе": он был призван к святости благодатью усыновления ("предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном") (Еф 1,5-6).<97,4> Благодать усыновления в качестве детей была дана ради Того, Кто от вечности был, как Сын, Возлюбленным, даже если - согласно измерению времени и истории – она предшествовала воплощению этого возлюбленного Сына, а также "Искуплению ", которое мы находим в Нём "Кровью Его" (Еф 1,7).<97,5>

Задумайтесь: как я от своей жизни отвечаю на призыв Бога к святости и чтобы быть его сыном?

Михаил не знал своего папы. Его отец, тоже Михаил, умер за месяц до рождения сына. Его ударила молния во время грозы на озере. Он был на рыбалке. Дарья, его жена, находившаяся на восьмом месяце беременности, была дома. Ей позвонили из больницы. В этот момент она поняла, что муж попрощался с ней, уходя, не так, как обычно. Он долго обнимал её, словно знал... Обо всём этом Михаил-младший слышал от матери не раз. Но в пятнадцать лет, накануне своего миропомазания, он услышал от неё нечто, о чём она раньше не говорила. «Мы с твоим папой долго жили без брака. Ты был зачат ещё до венчания. Мы оба тогда были атеистами. Бабушка с дедушкой, как ты знаешь, и сейчас не верят в Бога. Папа вообще не был крещен. У меня были верующие друзья, я ездила с ними в паломничества. Папа и слышать об этом не хотел. Я дала ему почитать Евангелие. Он ничего по себе не показал, но потом признался, как был тронут. Я видела, что с ним что-то происходит, он заходил в церкви, читал. Это повлияло и на меня, в целом я всегда тянулась к вере, только мои родители, атеистическое воспитание и скептицизм папы сдерживали меня. Однажды вечером, когда мы уже собирались засыпать, папа начал разговор, из которого я помню каждое слово. Он сказал, что много думал, что не мог остаться равнодушным, что вопрос о том, кто на самом деле Иисус Христос, стоял перед ним очень долго. И сегодня он не может сказать, что не верит, наоборот, он готов принять веру как свою. Я ответила, что давно этого ждала. Мы вместе помолились «Отче наш». Вскоре после этого был зачат ты. Затем мои друзья привели нас к священнику Марку, ты помнишь его. Марк подготовил нас к таинствам. Сначала было крещение папы, затем наше первое причастие, миропомазание и свадьба. В немного сумасшедшем темпе. Бог торопился с нами, потому что готовил нас к тому, что будет дальше. Когда папа умер, я не сомневалась, что это продолжение истории, которую Бог написал для него. Его рука была слишком явной, чтобы сомневаться. И я была частью этой истории. Именно я подарила папе это Евангелие. Как мне не благодарить Бога? Я верю, что папа счастлив. Чего ещё может хотеть жена для своего мужа?».