Новости

Катехезы. 46. Встреча Эроса с этосом

46. Встреча Эроса с этосом

Мы проанализировали Послание к Ефесянам и главным образом Еф 5,21-33, с точки зрения сакраментальной природы брака. Теперь мы ещё рассмотрим тот же под призмой слов слов Евангелия. <101,1>

Слова, которые Христос адресует фарисеям (Мф 19), ссылаются на брак в качестве таинства, то есть, следовательно, к первичному откровению спасительных воли и действия Бога в начале, в самой тайне творения.<101,1>

В силу спасительных воли и действия Бога, мужчина и женщина, соединяющиеся и становящиеся таким образом "одной плотью" (Быт 2,24), были предназначены в то же самое время быть соединены "в истине и любви" как сыны Божии, по подобию союза божественных лиц (ср. Gaudium et spes 24). <101,1>

Искупление становится в то же самое время основанием, позволяющим понять особенное достоинство человеческого тела, укоренённое в личном достоинстве мужчины и женщины. Причина этого достоинства находится как раз в основании нерасторжимости супружеского союза. <101,3>

В Нагорной проповеди, Христос даёт Свою собственную интерпретацию заповеди "Не прелюбодействуй" - интерпретацию, которая создаёт новый этос; теми же краткими словами Он определяет как задачу для любого мужчины достоинство любой женщины; и в то же самое время (хотя это следует из текста только косвенно), Он определяет для любой женщины достоинство любого мужчины (*). Он наконец определяет каждому - как мужчине, так и женщине - его собственное достоинство - в некотором смысле, "sacrum (священное)" личности, и это принимая во внимание "тело".<101,6> Слова Христа в Нагорной Проповеди приобретают своё действительное и полное значение: либо в первичном таинстве, которое соединено с тайной Творения, либо в том (таинстве), в котором исторический человек, после греха и по причине своей наследственной греховной природы, должен обрести достоинство и святость брачного союза в теле, на основании тайны Искупления. <101,6>

Искупление дано человеку как благодать Нового завета с Богом во Христе - и что в то же самое время оно ему предписано как этос: как форма морали, соответствующая действию Бога в тайне Искупления. Если, как таинство, брак есть эффективный знак спасительного действия Бога, то это таинство создаёт призыв, направленный человеку, мужчине и женщине, чтобы они сознательно приняли участие в Искуплении тела.<101,4>

Как таинство, рожденное из тайны Искупления и, в некотором смысле, вновь родившееся из брачной любви Христа и Церкви, брак есть эффективное выражение спасительной силы Бога, Который осуществляет Свой вечный замысел, даже после греха. Как сакраментальное выражение этой спасительной силы, брак есть также призыв господствовать над похотью. Плоды этого господства - единственность и нерасторжимость брака, и кроме того углублённый смысл достоинства женщины в сердце мужчины (также как и достоинства мужчины в сердце женщины), либо в супружеском сосуществовании, либо в любых других рамках взаимных отношений. <102,1>

Брак в качестве таинства, происходящего из тайны Искупления, дан историческому человеку одновременно как благодать и как этос. Как таинство Церкви, брак нерасторжим по своей природе. Как таинство Церкви, он есть также слово Духа, которое призывает мужчину и женщину моделировать всё их сосуществование, извлекая их силу из тайны Искупления тела. Таким образом, они призваны к целомудрию, как к состоянию жизни "по Духу", которая им присуща (Рим 8,4-5; Гал 5,25). Искупление тела означает, в данном случае, также эту надежду, которая, в измерении брака, может быть определена как надежда повседневности, надежда земной жизни. Именно на основании такой надежды преодолевается похоть плоти, как источник тенденции к эгоистичному удовлетворению, и в сакраментальном союзе сама плоть становится специфическим субстратом длительного и нерасторжимого общения личностей (communio personarum) образом, достойным личностей. Брак-это место встречи Эроса с этосом и их взаимного понимания в «сердце» мужчины и женщины. <102,4>

Супруги призваны в силу таинства к жизни "по Духу", которая соответствовала бы дару, полученному в таинстве. Насколько похоть затемняет горизонт внутреннего видения и лишает сердце прозрачности желаний и стремлений, настолько жизнь по Духу (то есть благодать брака) позволяет мужчине и женщине вновь обрести настоящую свободу дара, соединенную с сознанием супружеского смысла тела в его мужественности и женственности. <102,5>

Таким образом, жизнь по Духу выражается также во взаимном союзе, которым супруги, становясь одной плотью, подчиняют свою мужественность и женственность благословению прокреации (воспроизведения): "Адам соединился с Евой, женой его (Адам познал Еву, жену свою), которая зачала и родила... и сказала: "приобрела я человека от Господа"" (Быт 4,1). Жизнь по Духу выражается также здесь в глубоком сознании святости жизни (sacrum), которой оба дают начало, принимая участие - как учредители семьи - в силах тайны Творения. <102,6>

Задумайтесь: учитываю ли я в своем действии, что «Христос поручает каждому мужчине достоинство каждой женщины» и наоборот? Что означает фраза: "брак - это место встречи Эроса с этосом"»

Шимон встретил Луцию на концерте в филармонии. Он — музыковед,, она — виолончелистка, приехала на гастроли с оркестром из другого города. Шимон потерял для неё голову; она казалась ему так ослепительно красивой. После концерта он пригласил ее в кафе, потом ездил к ней регулярно раз в неделю. Однажды он застал ее дома одну, ее родители уехали. Оба были немного смущены, ситуация приглашала к такой близости, какой между ними еще не было. Утром он застал Луцию на кухне, она готовила для них завтрак. Она поцеловала его и сказала, что им нужно поговорить. "Я христианка, ты же знаешь. То, что мы сделали, это грех. Я пойду на исповедь. Пожалуйста, никогда больше, пока мы не поженимся. Я люблю тебя и хочу, чтобы ты стал моим мужем. И чтобы ты уважал мои убеждения.” Шимон смотрел на нее, и она показалась ему еще прекраснее. В то же время в ней было что-то такое... какое-то недосягаемое благородство. Он понял, что никогда не будет обладать ею. Что она принадлежит Другому. И если он не познакомится с этим Другим, он никогда не получит ее от Него.