Новости

Катехезы. Часть 26. Храм Святого Духа

Храм Святого Духа

Мы проанализировали два отрывка, взятых из первого Послания к Фессалоникийцам (1 Фес 4,3-5) и из первого Послания к Коринфянам (1 Кор 12,18-25). Нашей целью было показать то, что нам кажется существенным в учении Павла о чистоте, понимаемой в нравственном смысле, то есть как добродетель. Если в тексте к Фессалоникийцам мы можем видеть, что чистота заключается в воздержании, то акцент в этом тексте сделан - как и в послании к Коринфянам - на чести (почтении). <56,1>Воздержание от распутства предполагает контролировать своё тело в святости и чести. Это воздержание позволяет нам сделать вывод, что, в учении апостола, чистота есть способность, плод жизни «по духу», то есть плод дара Святого Духа.

Эти два измерения чистоты - духовное измерение, или добродетель, и харизматическое измерение, дар Святого Духа в прямом смысле - присутствуют и близко связаны в послании Святого Павла. Это особенно подчёркнуто в первом Послании апостола к Коринфянам, в котором он называет тело "храмом [то есть святилищем и местом пребывания] Святого Духа".<56,1>„Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?" - говорит Павел Коринфянам (1 Кор 6,19), наставляя их с большой строгостью в моральных требованиях чистоты. "Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела" (1 Кор 6,18). <56,2>Такие грехи вызывают осквернение тела: они лишают тело чести, которая ему принадлежит вследствие достоинства личности. Между тем, апостол идёт дальше: по его мнению, грех против тела является также "осквернением храма". В его глазах не только человеческий разум, благодаря которому человек есть личностный субъект, составляет достоинство человеческого тела. Но именно сверхъестественная реальность Святого Духа, Который живёт и пребывает в человеке - в его душе и в его теле, как плод искупления, совершённого Христом - составляет это достоинство. <56,3> И этот новый Божий дар обязывает. Апостол ссылается на это измерение обязательства, когда пишет: "Тело не для блуда, но для Господа, и Господь для тела" (1 Кор 6,13).<56,4>

С воплощением Христос запечатлел в теле новое достоинство, тот факт, что тело человека стало в Иисусе Христе телом Богочеловека - это то, что каждый христианин должен учитывать в поведении, которое он принимает по отношению к его собственному телу и, конечно, по отношению к телу другого. Искупление тела предполагает установление, во Христе и через Христа, нового измерения святости тела. Павел ссылается на эту святость в послании к Фессалоникийцам, когда он пишет, чтобы каждый старался "вести себя каждый с вашей женой в духе святости и чести (соблюдать свой сосуд в святости и чести)" (1 Фес 4,3-5).<56,4>

Одно дело удовлетворение страстей, а другое -радость, которую человек находит в более полном владении собой, тем самым более полно становясь истинным даром для другого человека. В зрелой чистоте отчасти проявляется действенность дара Святого Духа, которого человеческое тело является «храмом» (1 Кор 6, 19).

Задумайтесь: какие последствия имеет для нашей повседневной жизни вопрос Павла к Коринфянам "Разве вы этого не знаете? Ваше тело суть храм Святого Духа, Который в вас и Который вы получили от Бога; вы не принадлежите больше самим себе» (1 Кор 6, 19).

Михаил и Павел познакомились в приходе, оба крестились в одну и ту же Пасхальную ночь. Михаилу тогда было 17 лет, а Павлу - 14. Вскоре после этого Михаил уехал, поступил в семинарию, а через 15 лет попал в тот же приход уже священником. О Павле он забыл. Примерно через год в 4 часа ночи в дверь священника позвонил странный молодой человек. Павел, Михаил узнал его сразу, удивившись, что тот его не узнает. Время было странным, и Михаил недоверчиво остановился в дверях. ”Мне приснился сон, мне приснилось…", - нервно повторял Павел, и Михаил подумал, что он пьян. „Голос, здесь, здесь”, - и Павел показал куда-то в середину куртки. "Почему ты преследуешь меня, почему ты преследуешь меня", - последнее Павел повторил, наверное, раз десять. Михаил долго, очень долго смотрел на него. "Входи, Павел, Я Миша, мы крестились вместе, в этой церкви, разве ты не помнишь? Это было...17 лет назад". Павел все время стоял в дверях, Михаил видел, как он дрожит, он не был пьян. Михаил долго молчал, после чего рискнул: "Павел, ведь ты знаешь, кто с тобой говорил". Опять молчание. "Да, я знаю". "Что с тобой?”. Павел явно боролся с собой. "Я ... я мужская проститутка". Потом они разговаривали, уже дома, до утренней службы.