Новости

Катехезы. Часть 30. Будущий мир

30. Будущий мир

На основании опыта и знаний о человеке в «этом мире» - трудно построить полностью адекватный образ «будущего мира». Тем не менее при помощи Слова Божия возможно представить себе этот образ более или менее приблизительно. Мы пользуемся этим теологическим приближением, исповедуя нашу веру в воскресение мертвых и вечную жизнь, а также веру в общение святых, которое принадлежит реальности будущего мира. <69,7>

Слова Христа, которые имеют отношение к будущему воскресению это слова, подтвержденные чрезвычайным образом его собственным воскресением. Они дополняют то, что мы привыкли называть откровением тела в настоящих размышлениях. <68,5, 69,1>Такое откровение позволяет нам преодолеть опыт исторического человека в двух направлениях<68,5, 69,1>: касающимся «начала» и эсхатологическом. Только лишь со своими эмпирическими и рационалистическими методами человек не смог бы дойти ни до истины об этом начале, о котором говорит Христос, ни до эсхатологической истины. Тем не менее, нельзя ли утверждать, что в некотором смысле человек обладает этими двумя измерениями в глубине опыта своего собственного существа или, скорее, что некоторым образом он направляется к ним как к измерениям, которые полностью оправдывают само значение его плотского существа?<69,2>

Выработке образа нового существования человека в «будущем мире» - который соответствует, в том, что касается его содержания, артикулу нашего кредо: "Я верю в воскресение мертвых " - весьма способствует уверенность, что существует связь между земным опытом и всем измерением библейского «начала» человека в мире. Если в начале Бог "сотворил их мужчиной и женщиной" (Быт 1,27), если Он также предусмотрел в этой двойственности, относящейся к телу, единство, такое, что они будут одной плотью, если Он связал это единство с благословением плодовитости, то есть размножения (Быт 1,29) и если теперь, говоря перед саддукеями о будущем воскресении, Христос объясняет, что в другом мире они не будут «ни жениться ни выходить замуж» - тогда ясно, что здесь идёт речь о развитии истины о самом человеке. <69,3> Это означает, что значение «быть телом», мужчиной или женщиной, в будущем мире, следует искать вне брака и размножения.<69,3>

В его первоначальном состоянии, человек следовательно один и в своём одиночестве он открывается самому себе как личность, чтобы открыть в то же самое время общение личностей в единстве двух. В том или другом состоянии, человек формируется как образ и подобие Бога. С самого начала, человек есть также тело среди тел, и в единстве двух обнаруживает брачный характер своего тела, своё призвание к жизни в единстве. Впоследствии, смысл быть по телу мужчиной и женщиной связан с браком и с размножением. <69,4> Слова "когда из мертвых воскреснут, [тогда] не будут ни жениться, ни замуж выходить" (Мк 12,25) позволяют также сделать вывод, что это брачное значение тела в воскресении в будущей жизни будет соответствовать совершенным образом либо факту, что человеческое существо является, как мужчина-женщина, личностью, созданной по образу и подобию Бога, либо факту, что этот образ осуществляется в общении личностей. Это брачное значение бытия телом осуществляется как значение совершенно личностное и общительное одновременно.<69,4>

Прославление тела откроет то его вечное значение с такой простотой и великолепием, что тот, кто примет участие в другом мире, обнаружит в его собственном прославленном теле источник свободы дара. Совершенная "свобода сынов Божиих" (Рим 8,14) также снабдит этим даром каждую из общностей, которые создадут великое Сообщество общения святых.<69,6>

Слова Христа, которые передают синоптические Евангелия (Мф 22,30; Mк 12,25; Лк 20,35-36), позволяют нам в некотором смысле поразмышлять снова - то есть основательно - над всем откровенным значением тела, значением существа-человека, то есть воплощенной личности, в качестве тела, мужчины-женщины. <69,8> Принимая во внимание, что слова книги Бытия были как бы порогом всей теологии тела - порогом, на котором Христос основывался в Своем учении о браке и о его нерасторжимости - надо допустить, что слова, о которых сообщают Синоптики, это - как бы новый порог этой единой правды о человеке, которую мы обнаруживаем в Слове, откровенном Богом.<69,8>

Задумайтесь: какие последствия для моей повседневной жизни имеет знание того, что мое тело перейдёт в загробную жизнь?

Виктор был сиротой, у него была только старшая сестра Кристина. Веру он встретил в университете, поженились. Только после 10 лет брака у них появился сын, Камиль. Кристина часто навещала их, благодарила Бога за такую жену для брата, видела, как они любят друг друга. Когда Камилю исполнилось 5 лет, Виктору поставили диагноз «быстропрогрессирующая лейкемия», он умер через 3 месяца. Кристина почти перешла жить к Вере, помогала с Камилем. Так они прожили 3 года. Вера как-то вернулась к жизни, впервые поехала с Камилем в отпуск. По возвращении она позвонила Крыстине, что им нужно встретиться. Крыстина ответила, что как раз собирается на могилу Виктора, так что может быть там. Они встретились у ворот кладбища. «Крис, я выхожу замуж». Вера увидела шок на лице Кристины. «И ты говоришь мне об этом... здесь?». «Ты считаешь это предательством по отношению к Виктору?». «Да», - сначала тихо, а потом еще два раза сердито: «Да, да». «Ты же так его любила!». «Я и сейчас его люблю». "Ты с ума сошла! Это невозможно понять! Это из-за Камиля? Я помогу тебе, ты же знаешь, я готова”. "Пожалуйста, выслушай меня, на самом деле это хорошо, что мы встретились здесь. Я говорила об этом с Виктором". «Что?» "За неделю до его смерти мы говорили об этом. Мы пытались дать друг другу столько любви, сколько сможем. В какой-то момент я пообещала никогда больше не выходить замуж, никогда не познать другого мужчину. Его реакция была бурной: нет, сказал, ничего не обещай, ты свободна, ты будешь свободна. Так он мне сказал". Вера надолго замолчала. "Я никогда не забуду, как он меня любил. Именно дарил мне свободу. Ты можешь считать меня сумасшедшей, но я чувствую его любовь и сейчас, ко мне, к Камилю, к тебе. Не знаю, как сказать, эта любов другая чем тогда, большая. У меня есть мир, слышишь? Я выхожу замуж. А ты мне по-прежнему нужна, как родная сестра".