Новости

Катехезы. Часть 21. Этос искупления

21. Этос искупления

Внутренний человек является особым субъектом этоса тела и именно этим этосом Христос хочет пропитать сознание и волю своих слушателей и своих учеников. Это - бесспорно "новый" этос. Он "нов" по отношению к этосу людей Ветхого Завета.<49,1> Этот "новый" этос, который следует из перспективы слов, высказанных Христом в Нагорной Проповеди, мы его назвали уже много раз "этосом искупления", а, точнее, этосом искупления тела. <49,2> «Искупления тела", представленного как цель тайны Искупления человека и мира, совершенного Христом.

В каком смысле мы можем говорить об этосе Искупления и особенно об Искупления тела? Мы должны признать, что в контексте слов Нагорной Проповеди в Мф 5,27-28, которые мы проанализировали, это значение ещё не является во всей своей полноте. Оно явится более полно, когда мы рассмотрим другие слова Христа, те например, где Он ссылается на воскресение (Мф 22,30; Мк 12,25; Лк 20,35-36).

Между тем, нет никакого сомнения, что в Нагорной Проповеди Христос также говорит в перспективе Искупления человека и мира (и следовательно именно об "Искуплении тела"). Оно фактически является перспективой Евангелия в целом, всего учения в целом и даже всей миссии Христа. <49,3> То, что в учении Христа фундаментальная ссылка на вопрос брака и на проблемы отношений между мужчиной и женщиной ссылается на "начало", может быть оправдана только реальностью Искупления. Вне её оставалось бы действительно только тройное вожделение или это "рабство тления", о котором говорит апостол Павел (Рим 8,21).<49,3>

В Нагорной Проповеди Христос не приглашает человека вернуться в состояние первоначальной невинности, так как человечество бесповоротно оставило его позади, но Он призывает его к тому чтобы обнаружить - на основании вечных и, так сказать, нерушимых значений того, что является "человеческим" - живые формы "нового человека". Таким образом, завязывается связь и имеется даже преемственность между "началом" и перспективой Искупления. Первоначальный этос творения должен быть вновь воспринят в этос Искупления тела. Христос не изменяет закон, но Он подтверждает заповедь: "Не прелюбодействуй". Но, в то же самое время, Он ведёт понимание и сердце своих слушателей к этой "полноте праведности", желаемой Богом творцом и законодателем, которую эта заповедь содержит в себе. Эта полнота сначала открывается внутренним видением "сердца", а затем соответствующим способом бытия и действования. Форма "нового человека" может возникнуть по мере того, как этос Искупления тела господствует над похотью плоти и над человеком вожделения в целом. Христос ясно указывает, что путём достижения этого должен быть путь воздержания и контроля желаний, и это - в самом корне, уже в чисто внутренней сфере ("всякий, кто смотрит, чтобы желать..."). Этос Искупления содержит в себе требование господства над собой, необходимость безотлагательного воздержания и привычной умеренности. <49,4>В этом поведении человеческое сердце остается связанным с ценностью брачного значения тела, которым Творец - через вечное и взаимное влечение мужчины и женщины через мужественность и женственность - вписал в сердце обоих дар общения, то есть таинственную реальность Своего образа и Своего подобия.<49,5>На почве этоса Искупления, союз с этой ценностью через акт господства над собой оказывается подтвержденным или восстановленным с силой и ещё более глубокой твёрдостью. <49,5>Акт господства над собой и умеренности, к которому Христос призывает в Нагорной Проповеди (Мф 5, 27-28), стремится сохранить эту ценность.

Задумайтесь: что это значит, что Христос умер на кресте, чтобы искупить меня? Какое отношение это имеет к моему телу?

Виктор и Надя быстро дождались троих детей. Третья беременность оказалась тяжелой, врач настоятельно советовал с последующими детьми подождать. Он выписал гормональную терапию, при которой половой акт также нецелесообразен. Это ознаменовало новую главу для их брака, поскольку до сих пор они не ставили себе никаких ограничений на секс и наслаждались им вволю. Виктор боялся, как это будет, знал себя и знал, что ему овладеть вожделением очень трудно. Надя тоже это знала, ей очень хотелось помочь ему, она чувствовала себя как будто не в порядке с тем, что для нее вероятно воздержание не будет таким тяжелым.. Они оба были верующими, понимали, что Бог этим испытанием хочет открыть для их любви какую-то новую перспективу, но какую? В конце концов, это естественно и очевидно, что в браке любовь выражается через секс. Хочет ли Бог, чтобы они меньше любили друг друга сейчас? Виктор, математик по профессии, ставил такие вопросы со своей дуальной логикой, что Надю вообще раздражало. На этот раз логика помогла-ясно, что они должны любить друг друга больше, а не меньше. Если секс-это выражение любви,то и воздержание так же. Виктор аж вскочил, словно как будто открыл Америку. Потом ему вспомнился стих Екклесиаста: есть время обнимать, и время уклоняться от объятий. Все от Бога, все ради любви. После, вспоминая этот период, они оба чувствовали, что никогда не любили друг друга так горячо, как тогда. Хотя они спали под одним одеялом и без пижам, даже один раз в них не проснулось сексуальное желание. Развеэтонечудо?