Новости

СЕКСУАЛЬНОСТЬ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЛЮБВИ Теология тела св. Иоанна Павла II

СОДЕРЖАНИЕ:
От редактора русской версии. Введение.

ЧАСТЬ I. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ
1. Ценность человека
2. Первоначальная невинность человека
3. Тело посреди тел
4. Общение мужчины и женщины
5. Брак един и нерасторжимый
6. Супружеский акт
7. Первозданная нагота
8. Свобода дара
9. Человек как объект для другого человека
10. Творение, которое обновляется
11. Богословие тела

ЧАСТЬ II. ИСКУПЛЕНИЕ СЕРДЦА

12. Прелюбодеяние в сердце
13. Что исходит от Отца и что исходит от мира
14. Господство над другим или самообладание
15. Закон или совесть
16. Обман сердца
17. Человек, который пользуется другим
18. Недооцененная ценность
19. Новый этос
20. Эрос и этос
21. Этос искупления
22. Чистота это требование любви
23. Жизнь по духу
24. Свобода подчиненная любви
25. Тело как проявление духа
26. Храм Святого Духа
27. Искусство и этика

ЧАСТЬ III. ВОСКРЕСЕНИЕ ПЛОТИ
28. Бог живых
29. Истина Воскресения
30. Будущий мир
31. Первый и последний Адам

ЧАСТЬ IV. ХРИСТИАНСКАЯ ДЕВСТВЕННОСТЬ
32. Предвосхищение жизни будущего мира
33. Сила искупления тела
34.Призыв к установлению Царства Божьего на земле
35. Надежда на каждый день

ЧАСТЬ V. ТАИНСТВО БРАКА
36. Божья брачная любовь
37. Справедливое равновесие
38. Основная правда о браке
39. Освящение как цель любви
40. Сакральность брака
41. Избраны, чтобы быть святыми
42. Связь между Ветхим и Новым Заветом
43. Великое Таинство
44. Неразрывная любовь Христа к Церкви
45. Опираясь на Христа и Церковь
46. Встреча Эроса с этосом
47. Происхождение и будущее человека
48. Друг для друга и друг с другом
49. Язык тела
50. Призваны к возвращению

От редактора русской версии

Следующее изложение представляет собой «экстракт» из катехез по богословию тела Иоанна Павла II, подготовленный колумбийской парой Херманом Гутьерресом и Марией Каролиной Очоа. В заключении они кратко обясняют цель своей работы. Принятый ими метод заключался в сопоставлении фрагментов исходного текста катехез, в основном в соответствии с их хронологическим развитием. Фрагменты перемежаются короткими пояснениами от колумбийских авторов. Предпринятое мною редактирование сводилось в основном к подбору этих фрагментов в существующем русском переводе катехез (я использовал издание «Иоанн Павел II — Теология тела. Общие аудиенции о браке. Перевод Алексея Казакова» по французскому изданию Jean-Paul II Homme et femme il les créa: Une spiritualité du corps, Cerf, Paris, octobre 2004). В нескольких местах я стилистически исправил текст перевода. Ниже я использую скобки <> для обозначения мест, где заканчивается цитируемый фрагмент исходного текста, но не выделяю весь фрагмент, чтобы не усложнять текст визуально. Так, например, <13,6> будет означать, что отрывок взят из шестого пункта тринадцатой катехезы. Разделение на главы и заключительные вопросы для размышлений исходят от колумбийских авторов. Эти главы также являются частями, в которых текст был отправлен по WhatsApp многим тысячам подписчиков в течение последующих 65 дней в 2019 году.

В 2024 году я начал передавать устно, после воскресной мессы в приходе Святого Адальберта в Калининграде, катехеы о браке, используя разработку колумбийцев. К каждой из катехез я добавил в конце «историю из реальной жизни» — короткий рассказ, связанный с содержанием катехеы. Эти истории в основном фиктивные, но отражают подлинный опыт людей, в том числе и мой.

Надеюсь, что труд окажется полезным, например, при подготовке пар к таинству брака.

о. Адам Смульски, Калининград

Введение

«Теология тела» это название, которое Папа Иоанн Павел II дал 129 катехезам о любви, сексуальности и браке, которые он преподавал в период с сентября 1979 года по ноябрь 1984 года.

Катехезы разделены на 6 частей. Первые три составляют трилогию о сексуальности в трех моментах человека: в творении, в истории человечества и в воскресении. Во всех трех моментах отправной точкой святого Иоанна Павла II являются слова самого Иисуса, содержащиеся в Евангелиях. Последние три части катехез знакомят нас с тем, как понимать и переживать посвященную жизнь, брак и плодородие. Формирование «Сексуальность как выражение любви, Христианское видение», которое начинается вместе со всемирным бодрствованием «40-дней для жизни», сохраняет структуру шести частей теологии тела и стремится быть максимально верным словам святого Иоанна Павла II. Только названия и вопросы для размышлений, которые сопровождают каждую ежедневную порцию, не являются частью оригинального документа и есть приглашение углубиться в полученное послание и сделать его реальностью в жизни.

То, что Теология тела представляет нам — это не только обновленное видение человеческой сексуальности и брака, но и обновленное видение мужчины и женщины в качестве образа Бога. Через призму любви в браке Папа посылает нас вновь открыть, кто есть Бог, кто есть Христос, что такое Церковь и кто есть мы сами.

Бог имеет прекрасный и позитивный взгляд на наше тело, нашу сексуальность и человеческую любовь. Не может быть иначе, Он — тот, кто создал их! Личное и семейное здоровье и счастье, настоящее и новых поколений, имеет прямое отношение к этому вероучительному подарку для культуры любви, наследуемому человечеством от «Папы семьи».

Джордж Вайгель в своей биографии Иоанна Павла II пишет: «Взятые вместе, эти 129 катехизических речей представляют собой своего рода часовую богословскую бомбу, запрограммированную взорваться с впечатляющими результатами где-то в третьем тысячелетии Католической Церкви. Когда это произойдет, возможно, в XXI веке, вполне возможно, что Теология тела Иоанна Павла II будет считаться критическим моментом в истории современной мысли». Для этого необходимо хорошо знать её, внимательно изучить, понять и особенно сделать её плотью в нашей жизни. От нас зависит, настал ли час. Готовы ли мы принять вызов?

Пусть Святой Дух будет нашим проводником на этом пути.